• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Speech culture of the second language (German Language)

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructor


Komissarova, Ekaterina

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Практикум по культуре речевого общения второго языка (немецкий язык)» ориентирована на студентов, чья будущая деятельность будет связана с коммуникацией на немецком языке, с переводом текстов с немецкого языка на русский и с русского на немецкий, а также с обучением немецкому языку в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Цель освоения дисциплины: подготовка специалиста, владеющего немецким языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его для решения профессиональных задач информационно-лингвистической, консультативно-коммуникативной и переводческой деятельности на уровне, соответствующем «Пороговому уровню» В2 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. В курсе изучаются ключевые концепции коммуникации, перевода и педагогики. Формируются умения применять знания на практике в работе с людьми и информацией, использовать различные приемы перевода, организовать учебный процесс по изучению немецкого языка. Акцент в обучении делается на системно-личностном подходе и применение онлайн технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Практикум по культуре речевого общения второго языка (немецкий язык)» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин и предполагает, в первую очередь, формирование у студентов направления 45.03.02 Лингвистика умения использовать знание иностранного языка в межличностном и профессионально-ориентированном общении. В соответствии с данной формулировкой к целям освоения дисциплины в области обучения и воспитания относится • овладение студентами нормами современного немецкого языка как системно-структурного образования на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач, а именно: • совершенствование фонетических навыков (корректная артикуляция индивидуальных звуков немецкого языка, адекватное ритмико-интонационное оформление речевого высказывания на немецком языке); • формирование лексической компетенции в сфере общей и профессиональной коммуникации на немецком языке; • овладение достаточными знаниями по грамматике немецкого языка и формирование соответствующих грамматических навыков и умений. Изучение данной дисциплины базируется на практическом курсе второго иностранного языка (немецкий язык), прослушанной студентами на 1 и 2 курсах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Высказывается по темам раздела, использует вокабуляр по теме в ситуациях общения, правильно применяет грамматические структуры для решения коммуникативных задач. Использует лексику с учетом страноведческих особенностей языка.
  • Высказывается по темам раздела, использует вокабуляр по теме в ситуациях общения, правильно применяет грамматические структуры для решения коммуникативных задач. Правильно произносит отдельные звуки и звуки в потоке речи с соответствующей интонацией.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Практикум по культуре речевого общения второго языка (немецкий язык) 3й курс
  • Раздел 2 Практикум по культуре речевого общения второго языка (немецкий язык) 3й курс
  • Раздел 1 Практикум по культуре речевого общения второго языка (немецкий язык) 4й курс
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа (письменно: не менее 3-х микроконтролей; и устно: не менее 3-х устных высказываний по теме). Оценка выставляется путем суммирования оценок за все работы и выведения среднеарифметической оценки.
  • неблокирующий Лексико-грамматическая контрольная работа
    Лексико-грамматическая контрольная работа (не менее 2-х работ в семестр) Оценка выставляется путем суммирования оценок за все работы и выведения среднеарифметической оценки.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в конце модуля 2 проводится в письменном виде. Экзаменационный билет состоит из 3-х вопросов. Вопрос 1. Написать другу небольшое личное письмо (минимум 80 слов). Обязательно затронуть все три пункта, указанные в задании. Вопрос 2. Выразить свое мнение на дискуссионную тему (минимум 100 слов). Вопрос 3. Написать полуофициальное письмо (минимум 70 слов). Продолжительность экзамена 80 минут. Письменная работа должна быть написана ручкой, написание работы карандашом не допускается. Оценка за экзамен ставится путем суммирования оценок за каждый вопрос экзамена. Способ округления арифметический.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в модуле 3 проводится в устном виде. Экзамен сдается в паре и состоит из 3 частей. Длительность экзамена 15-20 минут для двоих экзаменуемых. До начала экзамена дается 15 минут на подготовку. Можно делать заметки, не пользуясь мобильными телефонами и словарями. Во время сдачи экзамена нужно свободно говорить, опираясь на сделанные записи и не зачитывая всю информацию с листа: Вопрос 1. Длительность 3-5 минут. Экзаменуемые составляют диалог. Предлагается определенная тема и примерные пункты, которые нужно затронуть. В этой части требуется вместе что-то обсудить/запланировать. Вопрос 2. Небольшая презентация на заданную тему (одну из двух на выбор). Презентация должна длиться около 3-5 минут. Предлагается тема и несколько подпунктов к ней, которые нужно осветить. Вопрос 3. После презентации последуют вопросы экзаменатора и другого экзаменуемого. На них необходимо ответить. После того как свою презентацию завершит другой экзаменуемый, необходимо на нее отреагировать/оценить и задать вопросы по презентации. Оценка за экзамен ставится путем суммирования оценок за каждый вопрос экзамена. Способ округления арифметический.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде. Экзаменационный вопрос представляет собой тему эссе, сформулированную на основе пройденных тем курса. По каждой из тем курса формулируется не менее 3-х тем эссе. Студенту на экзамене предоставляется на выбор несколько тем эссе в виде билетов. Студент случайным образом вытягивает билет с сформулированной темой эссе. При этом конкретную тему эссе студент узнает только на экзамене. Конкретная тема эссе формулируется только в рамках пройденных тем курса. Продолжительность экзамена 80 минут. Письменная работа должна быть написана ручкой, написание работы карандашом не допускается.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа (чтение разных видов текста, используя разные техники чтения и выполнение заданий по тексту)
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студента заключается в домашнем чтении глав оригинального художественного произведения на изучаемом языке и устного отчёта по прочитанным главам. Данный элемент контроля входит в формулу оценки как среднее арифметическое оценок за каждое отчётное задание.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа (домашнее чтение аутентичной немецкой литературы)
  • неблокирующий Контрольные работы
    Контрольная работа (не менее 3-х работ по аудированию) Оценка выставляется путем суммирования оценок за все работы и выведения среднеарифметической оценки
  • неблокирующий Лексико-грамматическая контрольная работа
    Лексико-грамматическая контрольная работа (работа включает в себя основные грамматические темы, пройденные за весь курс обучения немецкому языку)
  • неблокирующий Аудиторная работа
    • Аудиторная работа (письменно: не менее 2-х микроконтролей; и устно: не менее одного устного высказывания по теме). Оценка выставляется путем суммирования оценок за все работы и выведения среднеарифметической оценкиоценивается активность студентов на занятиях, в дискуссиях, правильность выполнения грамматических заданий, соответствие используемого вокабуляра уровню и тематике, следование формату устных выступлений и письменных работ. Оценки за работу на занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа (письменно: не менее 3-х микроконтролей; и устно: не менее 3-х устных высказываний по теме). Оценка выставляется путем суммирования оценок за все работы и выведения среднеарифметической оценки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает регулярную проверку формирования коммуникативных иноязычных компетенций (аудирование, чтение, говорение, письмо) и осуществляется как в письменной форме (самостоятельные работы, лексико-грамматические тесты, диктанты), так и в устной форме (монологи, диалоги, доклады, презентации). Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: оценивается активность студентов на занятиях, в дискуссиях, правильность выполнения грамматических заданий, соответствие используемого вокабуляра уровню и тематике, следование формату устных выступлений и письменных работ. Оценки за работу на занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде. Экзаменационный вопрос представляет собой тему эссе, сформулированную на основе пройденных тем курса. По каждой из тем курса формулируется не менее 3-х тем эссе. Студенту на экзамене предоставляется на выбор несколько тем эссе в виде билетов. Студент случайным образом вытягивает билет с сформулированной темой эссе. При этом конкретную тему эссе студент узнает только на экзамене. Конкретная тема эссе формулируется только в рамках пройденных тем курса. Продолжительность экзамена 80 минут. Письменная работа должна быть написана ручкой, написание работы карандашом не допускается.
  • неблокирующий Лексико-грамматическая контрольная работа
    Лексико-грамматическая контрольная работа (не менее 2-х работ в семестр) Оценка выставляется путем суммирования оценок за все работы и выведения среднеарифметической оценки
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа (домашнее чтение аутентичной немецкой литературы)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Лексико-грамматическая контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Лексико-грамматическая контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
  • 2026/2027 2nd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Контрольные работы + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
  • 2026/2027 3rd module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.25 * Лексико-грамматическая контрольная работа + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Керимов, Р. Д. Deutsch als Fremdsprache : учебное пособие / Р. Д. Керимов, Л. И. Федянина. — Кемерово : КемГУ, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-8353-1592-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/58323 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пужель, Т. В. Практикум по иностранному языку (немецкий, английский). = Praxis in Fremdsprache (Deutch, English) = Practical course of foreign language (German, English) : учебно-методическое пособие / Т. В. Пужель, О. В. Веремейчик. — Минск : БНТУ, 2019. — 82 с. — ISBN 978-985-583-420-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/248333 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Мощанская Татьяна Валерьевна
  • Барклянская Надежда Владимировна
  • Комиссарова Екатерина Сергеевна