• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project Seminar

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
2
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины «Проектный семинар» заключается в формировании и развитии у студентов навыков планирования и реализации проектов с применением современных методов и технологий проектного управления. При изучении дисциплины студенты знакомятся с основными функциями, принципами организации и инструментальными средствами реализации проектов, формируют навыки работы в команде, составления проектной документации, презентации результатов проектной работы. В рамках курса подробно рассматриваются следующие вопросы: • Особенности реализации проекта в команде; • Проектная документация: виды, структура, правила оформления; • Технологии проектного менеджмента; • Основы анализа отраслевых рынков; • Стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Проектный семинар» по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент являются: ● формирование, развитие и закрепление у студентов устойчивых знаний и умений в вопросах проектного управления. ● развитие проектных компетенций студентов; ● развитие навыков self-менеджмента, обеспечивающих эффективный контроль собственного состояния, времени и процессов; ● выработать у студентов навыки эмпирического анализа рынков с использованием инструментария микроэкономической теории и институциональной экономики, которые необходимы в процессе организационно-управленческой, аналитической, и предпринимательской деятельности; ● подготовить студентов к проведению научных исследований рынков и способов конкуренции компаний на них
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент определяет основные особенности проектного формата работы и способен составлять базовую проектную документацию
  • Студент выбирает технологию управления проектом в зависимости от состояния внутренней и внешней среды
  • Способен собирать и анализировать данные необходимых для анализа конкурентной среды Демонстрирует навыки работы в команде Умеет решать задачи по изучаемым моделям, критически оценивать прикладное значение последних
  • Способен изучать модели и критическим оценивать их практическую значимость. Может анализировать способы конкуренции фирм на рынках и определять барьеры входа на рынок
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие положения о проектной работе
    Виды и особенности проектов. Проектная работа в НИУ ВШЭ. Проектные возможности. Проектная документация.
  • Технологии реализации проектов
    Выбор технологии управления проектами с учетом состояния внутренней и внешней среды. Модель Кеневин. Каскадная методология. Классическая методология. Гибкие технологии управления. Scrum. Гибридные технологии управления проектами.
  • РЫНОК И ОТРАСЛЬ. ГРАНИЦЫ РЫНКА И ОТРАСЛИ. ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
    Рынок (определение). Основные классификации рынков. Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: рынки совершенной и работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с вертикальной интеграцией (или ограничениями), рынки с доминирующей фирмой, чистая монополия и монопсония, естественная монополия, картель (полный и неполный). Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба (факторы, определяющие эффект масштаба, факторы, ограничивающие эффект масштаба), случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки. Определение границ рынков (продуктовые и географические границы — подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике. Показатели рыночной власти фирм: индекс Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина, коэффициент Ротшильда. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт их расчета и интерпретации для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших фирм, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого.
  • БАРЬЕРЫ ВХОДА
    Понятие барьеров входа (определения Дж.Бэйна, Дж.Стиглера, А.Вайзцекера). Классификация отраслей по высоте барьеров входа, предложенная Дж.Бейном. Классификация барьеров входа. Нестратегические барьеры. Емкость рынка. Барьер капитальных затрат. Абсолютное преимущество в издержках производства старых фирм. Относительные преимущества в издержках. Административные барьеры. Состояние инфраструктуры. Репутация. Криминализация. Стратегические барьеры. Ценообразование, ограничивающее вход (модель Бейна, модель Модильяни). Проблемы, связанные с построением данного барьера. Грабительское ценообразование. Барьер избыточных мощностей. Дополнительные инвестиции в оборудование. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Дифференциация товара. Оценка высоты барьеров входа. Динамика рынка (проблемы входа-выхода с точки зрения долгосрочного периода). Особенности барьеров в российской экономике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов предполагает проработку темы "Применение Agile-технологий в практике бизнеса". Для проработки указанной темы студенты могут выбрать одну из представленных альтернатив. Задание выполняется индивидуально или в паре. АЛЬТЕРНАТИВА 1. Провести компаративный анализ Agile-подхода и методологии Waterfall к разработке проекта (продукта). В основу анализа может быть заложена общая теория и практика реализации указанных подходов, кейс конкретной компании и пр. Обязательно отразить: • Критерии сравнения и обоснование их выбора; • Результаты сравнения; • Достоинства и недостатки каждого из подходов; • Обобщающий вывод. АЛЬТЕРНАТИВА 2. Проанализировать «лучшие практики» внедрения принципов Agile в российских и зарубежных компаниях. В основу анализа должно быть заложено не менее четырех кейсов. Анализ может быть направлен на выявление особенностей применения Agile как и в рамках одной отрасли, так и в нескольких. Обязательно отразить: • Обоснование выбора «лучших практик» (почему выбранные кейсы являются «лучшими практиками»?); • Результаты анализа; • Описание основных барьеров внедрения гибких технологий; • Обобщающий вывод.
  • неблокирующий Домашнее задание № 1
    Тема «Общий анализ рынка» 1. Задание Необходимо разбиться на минигруппы (3-4 человека), выбрать рынок, для которого дать общую характеристику рынка: 1. Обосновать выделение продуктовых и географических границ рынка; 2. Дать краткую характеристику основных игроков (лидеров) ; 3. выявить особенности и тенденции (динамика рынка). 4. Рассчитать основные показатели a. рыночной концентрации (не менее 4-х, из них обязательными является CRk и HHI) и дать их интерпретацию; b. монопольной власти (рекомендуется использовать индекс Лернера). 5. Сделать выводы
  • неблокирующий Домашнее задание № 2
    Тема «Анализ барьеров входа» Выбрать рынок и провести для него анализ барьеров входа по схеме, предложенной на семинаре Работа должна быть выполнена в микрогруппе по 3-4 человека Результаты должны быть представлены в виде устного доклада (презентация на семинаре) и в виде письменного отчета.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.35 * Домашнее задание № 1 + 0.35 * Домашнее задание № 2 + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Agile. Оценка и планирование проектов: Практическое руководство / Кон М. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 418 с.: ISBN 978-5-9614-6947-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003486
  • Project Management Institute. (2017). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide)–Sixth Edition (RUSSIAN) (Vol. Шестое издание). Newtown Square, Pennsylvania: Project Management Institute. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1689594
  • Project Management Institute. (2019). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) —— Sixth Ed. (HINDI). [N.p.]: Project Management Institute. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240461
  • Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 345с. - ISBN: 978-5-534-01822-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-1-451579
  • Управление проектами : учеб. пособие, Мазур И.И., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Goodpasture J. Project Management the Agile Way: Making it Work in the Enterprise, Second Edi-tion, 2016 (доступ через электронную библиотеку НИУ ВШЭ http://library.books24x7.com/bookshelf.asp, для перехода по ссылке нужна авторизация в системе удаленного доступа ресурса)
  • Holbeche, L. (2018). The Agile Organization : How to Build an Engaged, Innovative and Resilient Business: Vol. 2 edition. Kogan Page.
  • Melanie McBride. (2016). Project Management Basics : How to Manage Your Project with Checklists. Apress.
  • Организация отраслевых рынков. Теория и ее применение : [учебник], Шай О., Шилова Н.В., 2014