• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
2
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» предполагает освоение методов и формирование навыков проведения менеджериальных и маркетинговых исследований. Курс предполагает разработку документов исследования и реализацию полевых исследований в виде проектов по курсу. Более подробно в рамках курса рассматриваются такие вопросы, как: • Планирование исследования, особенности исследований в маркетинге и менеджменте; • Разработка документов исследования: программа и инструмент исследования; • Качественные методы исследований; • Количественные методы исследований; • Анализ качественных данных; • Анализ количественных данных; • Подготовка отчета о результатах исследования; • Публичная презентация результатов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью(ями) освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются: формирование и развитие научно-исследовательских компетенций студентов, которые позволят студентам проводить качественные и количественные исследования, использовать стратегию кейс стади для рещения прикладных и теоретико-прикладных задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает и обосновывает применение качественных методов в соответствии с целью исследования, интерпретирует полученный результат
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Качественная методология
  • Семинар 2 Феномен научного исследования в экономике и менеджменте (часть 2)
    Теоретический блок: Три ступени научного познания: проблема, гипотеза, теория. Структура теории: описание и объяснение, типы объяснения. Особенности научного исследования в экономике и менеджменте. Типы исследований в экономике и менеджменте. Практический блок (аудиторный формат).Эпистолярный кейс «Индустриальные исследования на Урале в конце XIX – начале XX вв.». Студенты делятся на 4 группы, каждая из которых получает свой фрагмент кейса, составленного на основе материалов проф. И.Х.Озерова и Д.И. Менделеева. Технический блок: на этом семинаре разбирается задание и стратегия подготовки к семинару 3.
  • Семинар 1. Феномен научного исследования в экономике и менеджменте
    Технический блок: рассказ о структуре курса, основных темах и принципах оценивания, установка и апробация приложения Scorative, отправка заявок на доступ к ресурсам ВШЭ. Теоретический блок: Наука как форма общественного сознания. Критерии научности. Понятие научного исследования. Теоретическое исследование: предмет, методы, структура. Эмпирическое исследование: предмет, методы, структура. Практический блок: мини-игра «научное-ненаучное», обучающая студентов различать по качественным признакам науку, паранауку, псевдонауку и лженауку.
  • Семинар 4.Архитектура научного исследования
    Теоретический блок: Поиск темы научного исследования, её формулировка и корректировка: стратегии и подходы. Актуальность научного исследования: подходы к представлению и обоснованию. Проблема исследования. Цель исследования. Задачи, предмет и объект исследования. Стратегии по согласованию и приведению в соответствие структурных элементов вводной части научной работы. IMRAD как шаблон представления научного исследования. Стратегии представления теоретической части научной работы. Стратегии представления методической части научной работы. Стратегии представления эмпирической части исследования. Основные принципы написания заключения научной работы. Практический блок: студенты делятся на 4-5 групп и получают каждая англоязычную статью (не менее 40 000 знаков). Списки групп фиксируются в Гугл - таблицах по ссылке https://docs.google.com/spreadsheets/d/126w749fUOiQwzop9p5KQjQlICm0RLDvMzXdEK0vavuo/edit?usp=sharing Основная цель задания –выделить и описать: 1) тему; 2) цель; 3) задачи; 4) предмет; 5) объект; 6) проблему; 7) построить структурно-блоковую схему статьи, показать, что освящено в каждом блоке и сделать вывод, соответствует ли статья IMRAD. Если не соответствует – описать формат который выбрал автор. Работа заканчивается дома, сдаётся через неделю в систему LMS и оценивается.
  • Семинар 3. Социальная антропология организаций как основа Business studies.
    Практический блок: Круговой семинар «Путешествие по ленте времени».
  • Семинар 5: Архитектура научного исследования (часть 2: оформление работы)
    Практический блок: студенты получают фрагмент курсовой работы, в котором допущено 30 различных по своей природе ошибок. Работая индивидуально, они должны найти все эти ошибки. Первые 5 человек, кто полностью выполнит задание, получают 10 баллов.
  • Семинар 6 .Научный метод и его многообразие.(Часть 1)
    Микроконтроль №1 по темам 1-5. Теоретический блок: Категория «метод исследования». Методы исследования: теоретические и эмпирические методы. Эмпирические методы: качественные и количественные; общее и частное. Структура и особенности качественного исследования: специфика программы, объекта и предмета. Практический блок: Работа с англоязычными статьями Scopus, в рамках которой студенты выделяют и описывают использованные в каждом исследовании методы, давая им полную характеристику
  • Семинар 7. Научный метод и его многообразие (часть 2).
    Теоретический блок: Типы качественных методов. Определение обоснованной теории, порядок качественного исследования в рамках обоснованной теории. Проблема выбора исследовательской парадигмы для изучения феномена. Критическое чтение теоретических работ. Особенности этапа предварительной подготовки в рамках обоснованной теории. Требования к качественному исследователю. Практический блок: командная игра «Пойми меня» на тему методов (не оценивается, носит развивающе-обобщающий характер). Первый тур: от каждого ряда (по очереди) выходит человек, на экране, так, чтобы он не видел, появляются названия методов. Студент может задавать членам команды вопросы, ответом на которые могут служить только «да» или «нет», и должен отгадать слово. Кто быстрее , тот ряд и победил. Второй тур: от каждого ряда (по очереди) выходит человек. Тянет карточку с термином или названием метода. Задача - объяснить слово членам своей команды. Нельзя использовать однокоренные слова, омонимы, шарады, ребус и т.д. Кто быстрее, тот и победил. Третий тур: от каждого ряда (по очереди) выходит человек. Тянет карточку с термином или названием метода. Задача - объяснить слово, изобразив его на доске. Цифры, буквы, иероглифы писать нельзя. Кто быстрее, тот и победил. Четвёртый тур: от каждого ряда (по очереди) выходит человек. Тянет карточку с термином или названием метода. Задача - объяснить слово жестами. Говорить и рисовать нельзя. Кто быстрее, тот и победил.
  • Семинар 8.Теоретический анализ в экономико-управленческих исследованиях (часть 1)
    Теоретический блок: Определение теоретического анализа. Основные вехи развития теоретического анализа. Классическая схема. Стратегия Уэбстера-Уатсона. Современные подходы. Концепция Scoping Study. Системный подход к теоретическому анализу. Практический блок: обсуждение стратегии теоретического анализа. Каждый студент разрабатывает схему теоретического анализа, которую планирует использовать в своей курсовой работе. Затем желающие (не менее 5 человек) представляют эти схемы (презентация не более, чем на 5 минут) и отвечают на вопросы аудитории. По каждой такой схеме преподаватель даёт заключение и рекомендации. После семинара желающие из числа студентов, которые не успели выступить, могут подойти к преподавателю и индивидуально обсудить свою стратегию. Микроконтроль №2 по темам «Научный метод и его многообразие» и «Теоретический анализ, часть 1» те по семинарам 6-8.
  • Семинар 10.Материалы качественного исследования. Человек как источник информации
    Теоретический блок: Типология интервью: свободное интервью, глубинное интервью, фокусированное интервью, стандартизированное и полустандартизированное интервью в качественных исследованиях. Индивидуальные и групповые интервью. Специальные типы интервью: экспертное и биографическое интервью. Методика интервью: основные правила работы с респондентом, правила составления опросных листов. Отличия фокус-группы от группового интервью и опроса. Основные правила проведения фокус-группы. Практический блок: Игра «Сложное интервью». Данная игра была разработана на основе анкетирования трех поколений студентов, которые в рамках своих курсовых и дипломных работ применяли метод интервью. В игре воспроизводится процедура интервью и в гиперболированной форме обыгрываются наиболее распространенные сложности и непредвиденные ситуации, с которыми студенты сталкивались на практике при реализации данного метода исследования. После каждой игровой сессии проводится обсуждение ситуации и приводятся рекомендации как решить возникающие проблемы.
  • Семинар 9 .Теоретический анализ в экономико-управленческих исследованиях (часть 2)
    Теоретический блок: Библиометрические базы и инструменты анализа: Scopus, WoS, Elib, Google Scholar, Researchgate, Justor, Harvard System ofReferencing Guide, ProQuest.Особенность работы в системе ресурсов НИУ ВШЭ. Практический блок :конкурс исследовательского мастерства «Волшебный сундучок». Студентам на почту отправляются три закодированных zipархива (волшебных сундучка), каждый из которых подписан: «10», «9» или «8» баллов (на 10 баллов – код из 10 цифр, на 9 баллов из 9, на 8 из 8). Внутри каждого архива находится документ word, в котором написано кодовое слово. Чтобы получить оценку, студенту необходимо разгадать код, открыть архив (который он предварительно скачивает), узнать кодовое слово и отправить его преподавателю на почту. Чтобы разгадать код, студентам необходимо решить соответствующий блок задач по работе с системой ресурсов НИУ ВШЭ. Каждый студент может выбрать, какой комплект заданий он будет решать: на 10, 9 или 8 баллов. Оценку 10 получают три первых студента, которые решат соответствующий комплект задач, такая же логика с выставлением оценок 9 и 8.
  • Семинар 11.Материалы качественного исследования: дискурс и речь человека (часть 1)
    Теоретический блок: Методы исследования текстовых массивов: контент-анализ и метод дискурс-анализа. Определение понятия дискурса. Цели данных видов исследования. Особенности дискурс-анализа и его отличие от качественного контент-анализа. Особенности контента как материала качественных исследований. Практический блок: работа с видео кейсами по дискурс анализу. Упражнение «Конференция». Суть упражнения : студенты должны выступить с заранее подготовленными докладами, при этом у каждого из них есть карточка, регламентирующая роль и поведение на «конференции». Перед тем как начать конференцию, спикеры покидают аудиторию на 5 минут. Преподаватель даёт задание залу. Часть зала должна соглашаться и давать хвалебные отзывы на любой доклад, часть – должна стремиться любой ценой доказать несостоятельность любого доклада. Часть – занимать нейтральную позицию, давая комментарии и вопросы, которые НЕ имеют отношения к теме. В работе докладчиков оценивается умение презентовать материал, а также стратегия поведения и выхода из той «ситуации-ловушки», которая смоделирована специально для них.
  • Семинар 12.Материалы качественного исследования: дискурс и речь человека (часть 2)
    Теоретический блок: Особенности контента как материала качественных исследований. Системно-критериальный подход к контент анализу. Практический блок: 1)работа с видео кейсами по дискурс анализу; 2) лабораторная работа по теме «контент анализ и анализ контента сайта» в группах по 4 человека. Студенты должны повести контент – анализ 10 сайтов туристских компаний, предлагающих туры на Чукотку продолжительностью от 10 до 15 дней.Выявить среднюю стоимость такого тура на человека (в рублях). Определить преобладающий способ передвижения туристских групп. На основе программ туров выявить: - основные посещаемые достопримечательности региона, которые охвачены туристскими маршрутами; - основные типы средств размещения,которые используются в таких турах; - насколько маршруты однотипны географически. Составить агрегированную схему типичного тура на Чукотку.
  • Семинар 13. Материалы качественного исследования: предметный мир и повседневность
    Микроконтроль № 3 по темам 10-12. Теоретический блок: Методы исследования повседневной жизни человека: включённое и невключённое наблюдение. Основные механизмы, стратегии и правила наблюдения: контролируемое/неконтролируемое, формализованное/неформализованное наблюдение. Проблема «Hawthorne effect» и её влияние на результаты наблюдения. Понятие рутины и роль наблюдения в её выявлении. Отличия эксперимента от наблюдения. Специальные правила проведения экспериментов. Дискуссия о возможности/невозможности эксперимента в социальных науках. Практический блок: просмотр фрагментов документального фильма о социальных экспериментах в СССР «Я и другие», обсуждение методики и практики их применения. Ссылка на фильм: https://youtu.be/k4u3bcvRiHk
  • Семинар 14. Феномен проекционного метода
    Теоретический блок: Многообразие проекционных методов и их особенности. Специфика и алгоритм работы с проекционными методами на примере рисуночных тестов «человек под дождём» и «несуществующее животное».Особенность метода ментальных карт (карт памяти). Практический блок: проведение студентами самодиагностики при помощи теста «Человек под дождём».
  • Семинар 15. Кодирование и представление результатов исследования
    Теоретический блок: открытое, осевое и избирательное кодирование результатов эмпирического исследования – основы, правила работы, области применения. Методы изучения материалов: «метод сальто», метод систематического сравнения, метод «красного флага». Выделение паттернов. Технический блок: разбираем роли и задания к игре «Исследователь». У кого роли, поведенческие карточки не даются, с ними они познакомятся на следующем семинаре, когда будет проводиться игра.
  • Семинар 17.Подготовка к защите Research proposal
    Семинар посвящён консультациям, проведению предзащит «для желающих» и отработке приёмов выступления с научным докладом.
  • Семинар 18 .Итоговая защита студентами своих research proposal
    Данный семинар посещают только 34% студентов каждой группы, набравшие наименьший совокупный балл во время прохождения дисциплины. «Research proposal» - итоговый проект, который студенты делают всё время прохождения курса «НИС» по теме своей курсовой работы. За неделю до семинара они отправляют свой Research proposal преподавателю дисциплины «Научно-исследовательский семинар». Он ставит оценку за этот проект своему студенту в специальную ведомость в «Google forms». Если студент попадает в 66% учащихся своей группы с наибольшим совокупным баллом по предмету, то эта оценка выставляется ему в ведомость как итоговая по данной форме контроля. Если студент попадает в 34% учащихся своей группы с наименьшим совокупным баллом по предмету, то он готовит презентацию своего «Research proposal» и приходит на очную защиту. Сообщение об очной защите рассылается всем преподавателям вуза, все кто хочет приходит на неё и участвует в работе оценочной комиссии. Для преподавателей, которые хотят посетить семинар, но не могу сделать это очно, рассылается ссылка на конференцию в Zoom. Все выступления обязательно транслируются и записываются. Студент выступает 7 минут, после чего преподаватели задают вопросы и анонимно выставляют оценку студенту, которого они прослушали «Google forms». После защит комиссия объявляет оценки и даёт их обоснование. Средняя оценка, поставленная членами комиссии, рассматривается как оценка за защиту «Research proposal». В этом случае итоговая оценка за данную форму контроля рассчитывается как: 0,5* оценка научного руководителя + 0,5*оценка комиссии
  • Семинар 16.Обобщающая игра «Исследователь»
    Цель игры: отработать на практике методы представления результатов исследования и сложные моменты презентации, связанные с реакцией на критику, навязыванием экспертами своего мнения и их возможным агрессивным поведением. Краткий сюжет игры: Правительство РФ объявило конкурс на проведение исследований по теме «Социально-экономическая обоснованность переноса столицы УФО в Пермь». Студенты формируют 5 групп. Первые 4 группы – учёные, которые претендуют на грант. Для этого им нужно подготовить проект исследования, сделать презентацию и представить его экспертам. Пятая группа – эксперты, которые оценивают проекты и решают кто получит грант. У каждого эксперта своя роль: губернатор Пермского края; генеральный спонсор гранта (директор крупной нефтяной компании); урбанист (родившийся в г. Нижний Тагил и считающий, что столицу УФО нужно перенести туда, однако не озвучивающий это вслух);специалист по маркетингу территорий; экономист, оценивающий стоимостные параметры исследования. У каждого эксперта свои скрытые цели, которые он не афиширует, но преследует, заводя дискуссии о представленных проектах в нужное ему русло, а также черты характера (прописаны в инструкционных карточках). Каждый эксперт своим «поведением» намеренно ставит микрогруппы, презентующие свои наработки, в сложные ситуации, из которых необходимо правильно выйти. После распределения ролей, микрогруппы исследователей готовят свои презентации в течение 40 минут, а «эксперты» тщательно изучают свои ролевые задачи и профессиональные области (согласно сценарию игры). После защиты проектов эксперты тайным голосованием в системе «Google forms» распределяют места между представленными проектами. Проект, который занял 1 место, получает 10 баллов, который занял второе -9, третье -8, четвёртое -7. Одновременно в системе «Google forms» участники групп «Исследователей» анонимно оценивают работу «Экспертов» по заранее установленным параметрам, ставя им балл по 10 бальной шкале.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка за разработку research proposal исследования (самостоятельная работа)
  • неблокирующий защита группового проекта
  • неблокирующий оценка за проведение теоретического анализа
  • неблокирующий оценка за разработку методической части исследования
  • неблокирующий Экзаменационная работа
  • неблокирующий Защита студентами research proposal
  • неблокирующий Оценка за аудиторную работу
  • неблокирующий Оценка за микроконтроли
    Оценка за микроконтроли. Каждый микроконтроль представляет собой тест состоящий из 10 вопросов, за каждый правильный ответ студент получает 1 балл, критерии оценки следующие: Число правильных ответов Оценка 0 0 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * защита группового проекта + 0.2 * оценка за проведение теоретического анализа + 0.2 * оценка за разработку research proposal исследования (самостоятельная работа) + 0.2 * оценка за разработку методической части исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
  • Тюрин Д. В. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-425844

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конюхов В. Ю., Гоголадзе И. А., Мурга З. В. - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ПРОЦЕССОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 226с. - ISBN: 978-5-534-05475-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metody-issledovaniya-materialov-i-processov-439014
  • Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. - ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 251с. - ISBN: 978-5-9916-3369-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/issledovanie-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-426173
  • Наместникова И. В. - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-9916-3315-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metody-issledovaniya-v-socialnoy-rabote-425895