• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Business Communication

2016/2017
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4.5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Information Technologies in Business (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1 module

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Деловые коммуникации», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.04.05 Бизнес-информатика, обучающихся по образовательной программе «Бизнес информатика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • основные понятия и предмет деловой коммуникации в современных условиях: виды и формы деловой коммуникации;модель коммуникации; понятие коммуникативного канала и пространства; вербальную и невербальную стороны коммуникации основные методы повышения личной эффективности: развитие креативного нестандартного мышления; основные инструменты планирования времени; причины, виды и формы манипулятивного поведения;• теоретические основы конфликтологии и принципы анализа конфликтных ситуаций;• основы делового этикета, виды и формы;• принципы деловой риторики;• принципы подготовки целостного преставления о предмете переговоров в виде качественных моделей, сценарного планирования переговоров (или стратегических совещаний), модерирования переговоров (и совещаний);• общетеоретические основы межкультурной дифференциации;• понятие информационного общества; специфику коммуникативных моделей в информационном обществе; современные информационные системы, поддерживающие экспертную деятельность
  • ставить цели в зависимости от контекста коммуникации и выбирать адекватные средства их достижения;• определять виды и формы деловой коммуникации; • определять виды коммуникативных барьеров;• применять методы нестандартного подхода к решению задачна практике;• работать с когнитивными искажениями;• идентифицировать типовые когнитивные ошибки;• выстраивать коммуникативную стратегию в блогах, профессиональных сетевых сообществах;• строить модель заинтересованных лиц в целевой ситуации коммуникации
  • набором практических техник, позволяющих повысить эффективность коммуникативного процесса;• навыками подготовки эффективных презентации, совещаний, собеседования, деловой переписки;• навыками анализа ситуаций с многими интересами для подготовки переговоров;• различными техниками выстраивания коммуникации в межкультурной деловой среде;• правилами этикета; навыками модерирования коммуникации в профессиональных сетевых сообществах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет видами барьеров и планируемых результатов
  • Понимает аспекты вербального и невербального делового дискурса
  • Знает средства повышения личной эффективности
  • Понимает механизм целеполагания
  • Знает суть коммуникативной компетентности в деловой коммуникации
  • Владеет деловой коммуникацией в контексте корпоративной культуры.
  • Умение использовать деловую коммуникацию в ситуациях с заинтересованными сторонами
  • Понимание межкультурных различий в деловой коммуникации
  • Знание когнитивных констант и культурных моделей
  • Понимание взаимосвязи национальной ментальности и корпоративной культуры
  • Понимание принципов невербальной семиотики
  • Понимание аспектов гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах.
  • Владение приемами деловой коммуникации в информационном обществе
  • Понимание изменений коммуникативных моделей
  • Знание видов и жанров коммуникации
  • Владение интерфейсом как коммуникативного канала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие деловой коммуникации. Виды коммуникативных барьеров
    В настоящем разделе основные понятия и предмет деловой коммуникации в современных условиях: виды и формы деловой коммуникации; модель коммуникации, понятие коммуникативного канала и пространства, вербальную и невербальную стороны коммуникации. Приводятся основные виды коммуникативных барьеров
  • Тема 2. Вербальный и невербальный аспекты делового дискурса.
    Дается понятие делового дискурса. Рассматриваются вербальные и невербальные аспекты поведения людей в деловом общении.
  • Тема 3. Теория эмоционального интеллекта.Рациональность и творчество: средства повышения личной эффективности
    Дается понятие и модели эмоционального интеллекта. Рассматривается его роль в коммуникативных практиках. Приводятся методы развития креативности. Также рассматриваются Когнитивные искажения как препятствия для эффективного мышления
  • Тема 4. Различные технологии тайм-менеджмента. Механизм целеполагания как индивидуальный стратегический выбор
    В данном разделе приводятся технологии планирования времени как в личном так и в командном контексте. Рассматривается механизм целеполагания как индивидуальный стратегический выбор
  • Тема 5. Коммуникативная компетентность в деловой коммуникации
    Здесь рассказывается о значении невербальных параметров в коммуникации, гендерных тенденциях в общении, приводятся сведения о психологическом типировании. Часть кур-са посвящена проблематике манипуляций в деловом общении и способам противостояния им. В этом ключе рассматриваются методы нейролингвистического программирования и трансактного анализа
  • Тема 6. Деловая коммуникация в контексте корпоративной культуры. Деловая эти-ка и деловая риторика
    В данном разделе кроме видов и форм этикета, принципов составления делового гарде-роба, основных постулатов деловой риторики: особенностей проведения эффективных презентаций, переговоров, собеседований, совещаний, деловой переписки и др.
  • Тема 7.Деловая коммуникация в ситуации со многими заинтересованными сторонами
    В данном разделе рассматриваются методы подготовки совещаний с многими активными субъектами (выработка приоритетов в целях, формирование бюджетов и т.п.), особенности анализа позиций субъектов и специфика процесса согласования интересов.
  • Тема 8 . Межкультурные различия в деловой коммуникации
    В настоящем разделе приводятся исторические предпосылки появления направления межкультурной деловой коммуникации. Говорится об актуальности обладания коммуникативными компетенциями в современном деловом мире.
  • Тема 9 . Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели
    Рассматриваются классификации культур, когнитивные константы, дискурсивные и поведенческие модели, модели работы с информацией, принятия решений и командной работы в разных культурных группах. Также присутствует общая информация информация о специфике национальных корпоративных культур, национальном гастрономическом эти-кете, этикете дарения и т.д., что является очень важным в процессе выстраивания эффективных деловых коммуникаций в международном контексте
  • Тема 10. Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры
    Рассматривается взаимосвязь национальной ментальности и основных типов существующих в ней корпоративных культур: стили управления, особенности внутрикорпортаивной и внешнекорпоративной коммуникации.
  • Тема11 Невербальная семиотика и ее значение в деловой и межкультурной коммуникации
    В данном разделе рассматривается роль невербальной семиотики в контексте межкультурной деловой коммуникации. Рассматриваются жестовые языки, характерные для разных культур. Также рассматриваются запрещенные жесты в различных культурных группах.
  • Тема 12.Некоторые аспекты гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах
    В настоящем разделе рассматриваются некоторые постулаты дипломатического протокола, касающиеся гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурных группах, необходимые современному менеджеру
  • Тема 13. Деловая коммуникация в информационном обществе
    Здесь особое внимание уделяется трансформации коммуникативных моделей в информационном обществе. Сначала авторы кратко описывают основные постулаты информационного общества, продекларированные известными учеными Э. Тоффлером, Д.Бэллом, М. Кастельсом.
  • Тема 14. Изменение коммуникативных моделей в информационном обществе
    Отмечается, что в информационном обществе, помимо возрастания роли технологий и интеллектуального знания, экспоненциального роста информации, во многом существенно меняется общий характер коммуникации –появляются новые модели коммуникации, которые и рассматриваются подробно в данной главе.
  • Тема 15. Виды и жанры коммуникации в информационном обществе
    Сеть Интернет способствует появлению новых дискурсов, новых жанров и форм коммуникации и репрезентации субъектов, таких как блоги, социальные сети, мобильные приложения и т.д.
  • Тема 16. Интерфейс как коммуникативный канал в информационном обществе
    Рассматривается интерфейс как коммуникативный канал, особое внимание уделяется принципам проектирования культурно-чувствительных интерфейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Презентация + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Спивак В. А. - ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 460с. - ISBN: 978-5-9916-3684-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-kommunikacii-teoriya-i-praktika-426318