Публикации
Образование — одна из ключевых целей устойчивого развития (УР), формирующая основу для улучшения условий жизни людей. Особую роль играют высшие учебные заведения, создающие институциональные рамки для обучения граждан устойчивому развитию, предлагающие новое понимание социальных про- блем. С одной стороны, университет за счет образовательной, экспертной и иссле- довательской деятельности может создавать и распространять знания об УР, форми- ровать соответствующие ценности. С другой стороны университет может выступать активным агентом реализации концепции УР, внедряя ее в собственную деятель- ность. В статье рассмотрена реализация концепции образования в интересах устой- чивого развития с точки зрения стейкхолдерского подхода. На основе данного подхода в статье изучены возможные выгоды ключевых заинтересованных сторон развития устойчивого университета. Одним из значимых факторов, препятствующих реализации концепции является низкая осведомленность. В связи с отсутствием достаточного количества исследований, ориентированных на изучение интересов основных стейкхолдеров в рамках образования в интересах устойчивого развития, данная статья является попыткой сократить этот разрыв.
В статье представлены теоретическое обоснование и результаты эмпирического исследования по оценке устойчивого развития региона с позиции реализации ценностей и интересов ключевых стейкхолдеров. Методологической основой работы послужили концепция устойчивого развития и ценностно-ориентированный подход к управлению. Использован метод теоретического анализа, который позволяет обосновать возможность применения ценностного подхода к оценке устойчивого развития регионов и построения концептуальной модели, отражающей состав ключевых региональных стейкхолдеров и содержание их ценностей и интересов в контексте концепции устойчивого развития. Для комплексной оценки уровня реализации данных ценностей в целом и в разрезе социальной, экологической и экономической компонент применен метод интегральных оценок, разработана система показателей и пошаговая методика расчета интегрального индекса. Апробация предложенного методического инструментария на примере регионов Приволжского и Уральского федеральных округов показала, что наиболее острыми для всех стейкхолдеров являются проблемы обеспечения экологически благоприятных условий для проживания населения, снижения экологической нагрузки и экологической интенсивности хозяйственной деятельности. В социальной сфере актуальными остаются вопросы повышения уровня жизни, роста объема и качества социальных услуг, оказываемых населению. Установлено, что недостаточный уровень реализации ценностей органов региональной власти ограничивает их возможности воздействовать на процессы устойчивого регионального развития через повышение уровня учета интересов других стейкхолдеров.
Возрастающее значение регионов как субъектов экономических отношений и части единого экономического пространства закономерно ведет к необходимости совершенствования методов и инструментов управления региональным развитием. При этом, на современном этапе развития экономики одной из ключевых форм модернизации и активизации социально-экономических изменений является проектная деятельность, определяющая принципы и особенности управленческих функций. Более того, в современном мире особое внимание уделяется достижению устойчивого социально-экономического развития региона. В силу того, что современное общество решает задачи, связанные с постоянной оценкой целесообразности затрат по достижению экономических результатов и обеспечения стабильного экономического роста, проблемы охраны окружающей среды и сохранения сбалансированности развития социальной и экономических сфер остаются ключевыми в контексте регионального развития. Актуальность данной статьи может быть определена как попытка систематизации существующих парадигм и подходов к организации управления программами и проектами развития территорий с позиции концепции устойчивого развития, а также рассмотрение смежных вопросов, рассматриваемых в научных трудах и современной практике управления. Цель работы заключается в проведении обзора существующих теоретико-методологических подходов к управлению программами и проектами устойчивого регионального развития и выявлении особенностей управления проектами такого рода.
В инновационной экономике креативность является одним из важнейших факто-
ров развития конкурентоспособности. Однако креативный труд требует наличия осо-
бых условий и методов управления, игнорирование которых может привести к уходу
креативного сотрудника и сокращению креативного потенциала компании. С выходом
на работу сотрудников поколения Y вопрос об удержании креативного персонала стоит
достаточно остро, поскольку, согласно теории поколений, высокая мобильность — одна
из характерных черт его представителей. Исследование является поисковым и направле-
но на изучение аспектов удержания креативных работников в контексте теории поколе-
ний. На основе проведения сравнительного анализа крупных международных научных
исследований, а также результатов интервью с менеджерами креативных команд выде-
ляется ряд факторов, которые влияют на удержание сотрудников креативного класса
поколения Y, — профессиональное и личностное развитие, атмосфера внутри коллек-
тива, чувство собственной значимости, финансовая стабильность и интерес к рабочим
обязанностям. Выявленные факторы легли в основу анкеты, с помощью которой был
проведен опрос двух категорий респондентов — креативных работников и работников
сферы продаж. С помощью t-критерия сравнения независимых выборок частично под-
тверждена гипотеза о том, что факторы удержания креативного и некреативного персо-
нала отличаются. Также установлено, что представления менеджеров о факторах удер-
жания креативных сотрудников поколения Y отличаются от мнения самих креативных
работников. Понимание руководителями факторов удержания креативных сотрудников
поколения Y может стать основой эффективной кадровой политики и минимизировать
риск ухода таких сотрудников из организации.
Статья содержит результаты эмпирического исследования, посвященного разработке универсального управленческого инструмента в области взаимодействия с такими стейкхолдерами социальных проектов как инвесторы и организаторы проектов. Управленческий инструмент представлен в виде эталонной модели коммуникационного ландшафта с методическими рекомендациями по ее использованию. Эмпирическую базу исследования составили 5356 социальных проектов России и Пермского края, серия глубинных интервью с организаторами социальных проектов, данные опроса более чем 150 респондентов-участников процесса привлечения инвестиций в социальные проекты. Важно подчеркнуть, что практическое применение универсального управленческого инструмента позволяет комплексно решать задачи по привлечению инвесторов в социальные проекты, учитывая индустриальные, региональные, типологические и иные особенности участников инвестиционного процесса, формируя при этом действенные атрибуты инвестиционного бренда, среди которых: индивидуальный подход к разработке инвестиционного предложения, «личные истории», отражающие социальные ценности проекта, репутационные и иные выгоды инвесторов. Более того модель коммуникационного ландшафта может лечь в основу создания цифровой платформы, ориентированной на аккумулирование существующего многообразия социальных проектов конкретной территории и решение стратегических задач по управлению ключевыми стейкхолдерами в рамках индустрии социальных проектов.
Анализ данных опроса учителей школ Пермского края позволил выявить особенности в оценке успеваемости классов с разными наборами отметок, с наличием или отсутствием отличных или неудовлетворительных отметок. Изучение мнений учителей относительно учебных достижений класса показало, что учителя предпочитают работать с «ровными» классами. Класс с более низким средним баллом, без «отличников», но и без «двоешников», учителя оценили выше по учебным достижениям, чем класс с более высоким средним баллом, с большой долей «отличников», но с неуспевающим учеником. Наличие «отличных» индивидуальных результатов учеников во внешнем мониторинге оказалось не принципиальным при определении уровня достижений класса в целом, а, следовательно, и для оценки успешности работы учителя.
Введение. В последние десятилетия вопросы изучения эмоциональной составляющей процесса обучения привлекают все большее внимание исследователей в России и за рубежом. Интерес к проблемам формирования эмоционального интеллекта в высшей школе обусловлен тем, что степень развития данной психологической характеристики личности положительно влияет на мотивацию студентов к обучению, адаптацию в университете и на академические результаты образования. Учащиеся, обладающие высоким уровнем эмоциональной устойчивости, способностью адекватно воспринимать собственные и чужие переживания и управлять ими, более успешно осваивают профессиональные компетенции и, как правило, бывают хорошими коммуникаторами. Впоследствии такие выпускники становятся востребованными специалистами на рынке труда.
Цель данной статьи – представить результаты исследования, задача которого состояла в выявлении взаимосвязи между эмоциональным интеллектом студентов-менеджеров и их академической успеваемостью.
Методология и методики. На начальном этапе работы был предпринят аналитический обзор научной литературы, позволивший получить общие представления о степени разработанности исследуемой проблемы и определить методы. Диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта студентов производилась с использованием опросника Д. В. Люсина – психодиагностической методики, основанной на самоотчете и дополненной в связи со спецификой контингента респондентов. Для удобства взаимодействия со студентами и оперативного сбора информации была разработана онлайн-форма опроса, результаты которого обрабатывались при помощи корреляционного анализа.
Результаты и научная новизна. Итоги поискового исследования продемонстрировали средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Наиболее выраженным оказался его межличностный компонент. Корреляционный анализ полученных данных позволил установить статистически значимую взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и академической успеваемостью студентов, которая вопреки гипотезе оказалась отрицательной. На основании установленных фактов сделано предположение о том, что студенты с высоким уровнем ЭИ более спокойно относятся к своим оценкам, выстраивая полноценный баланс между учебой, работой и личной жизнью.
Практическая значимость. Материалы о проведении и результатах первого этапа лонгитюдного панельного исследования возможностей психолого-педагогического влияния на развитие эмоционального интеллекта студентов университета могут быть востребованы профессорско-преподавательским составом вузов в дальнейшей работе с учащимися.
В статье рассмотрены результаты исследования ключевых особенностей работников поколения Z, определяющих их стремление к определенным видам вознаграждений, в сравнении с представителями других поколений (X, Y). Мотивационные предпочтения представителей каждого поколения выявлены на основе сопоставления ценностей поколения и мотивационного профиля по В.И. Герчикову, а также анализа ответов на опросник удовлетворенности трудом ENPS. Было выявлено, что у каждого поколения наблюдается свой преобладающий мотивационный профиль, соответствующий ценностям представителей поколения. На основе результатов исследования даны рекомендации, которые ориентированы на удержание персонала и повышение результативности труда.
Проверяются гипотезы о более высоком уровне академических достижений у студентов — выпускников более сильных школ, а также о характере связи успеваемости студента с его образовательной позицией в школе (учился он лучше или хуже среднего на параллели) с учетом образовательных характеристик школы. С помощью регрессионного анализа оценивается сила связи академических достижений с результатами ЕГЭ, типом школы, образовательной позицией при контроле на индивидуальные характеристики студента и факт получения им региональной губернаторской стипендии, дополнительной к стипендии университета. Выборку исследования составили 313 студентов, поступивших на 1-й курс образовательных программ «Экономика» и «Менеджмент» НИУ ВШЭ (Пермь) в 2012 и 2013 г. В качестве показателя академической успеваемости студента выбран его кумулятивный рейтинг за 1-й год обучения. Установлено, что окончание школы повышенного уровня или школы с высоким средним баллом ЕГЭ по математике не гарантирует студентам 1-го курса более высоких академических результатов. Школьная образовательная позиция студента значимо положительно связана с его академическими достижениями, причем сила связи варьирует в зависимости от образовательных характеристик школ. Учебные результаты студентов с высокой образовательной позицией из школ с невысоким уровнем образовательных результатов могут быть обусловлены развитой внутренней мотивацией, присущей академически успешным в школе ученикам. Авторы делают вывод, что игнорирование информации об образовательной позиции студентов из школ с невысокими средними образовательными показателями может приводить к недооценке их академических достижений. Наличие губернаторской стипендии оказалось значимым фактором учебных достижений только для менеджеров.
Эффект среды (peer group effect) определяется как зависимость индивидуальных результатов человека от характеристик и действий его окружения. В сфере образования для обозначения данного эффекта используется термин эффект сообучения, под которым понимается влияние на учебные достижения учащегося характеристик других учащихся, проходящих совместное обучение.
В последние годы сектор интеллектуальных деловых услуг привлекает все больше внимания. Компании сектора создают и распространяют информацию и знания, способствуя инновационному развитию заказчиков, положительно влияя на их конкурентоспособность. Развитие сектора на территории региона может рассматриваться региональными властями как одно из направлений инновационного развития для поддержания конкурентоспособности региона.
Целью исследования является выявление факторов, препятствующих развитию сектора интеллектуальных бизнес услуг в России. Исследование опирается на уникальную эмпирическую базу, полученную в результате опроса более 650 российских производителей интеллектуальных деловых услуг. Основным методом исследования является факторный анализ, на основе которого был проведен сравнительный анализ факторных структур производителей центральных и периферийных регионов.
Полученные результаты говорят о том, что сложности развития сектора, обозначенные производителями центральных регионов, в большей степени связаны с процессом оказания такого типа услуг, его особенностями, а препятствия, отмеченные производителями из периферийных регионов, больше связаны с тем, что сектор находится на начальном этапе развития.
В литературе неоднократно подчеркивалась важная роль производителей интеллектуальных деловых услуг как поставщиков и посредников в передаче знани й и информации другим организациям. Именно поэтому в эпоху экономики знаний функционирование сектора интеллектуальных деловых услуг становится ключевым для развития регионов. В статье проведен анализ пространственного развития сектора интеллектуальных деловых услуг в России, сделан особый акцент на факторах, способствующих взаимодействию производителей с заказчиками услуг из других регионов. Исследование опирается на уникальную эмпирическую базу, полученную в результате массовых опросов россий- ских производителей интеллектуальных деловых услуг.
В литературе неоднократно подчеркивалась важная роль интеллектуальных деловых услуг как поставщиков и посредников в передаче знаний и информации другим организациям. Именно поэтому в эпоху экономики знаний развитие сектора интеллектуальных деловых услуг становится важным для развития регионов. Исследование опирается на уникальную эмпирическую базу, полученную в результате массовых опросов российских производителей интеллектуальных деловых услуг. С помощью регрессионного анализа были определены факторы, оказывающие влияние на пространственное развитие сектора интеллектуальных деловых услуг в России. Было выявлено положительное влияние размера компании и отрицательное влияние возраста организации, уровня стандартизации и пространственной удаленности на вероятность взаимодействия производителей с заказчиками услуг из других регионов.
The question of whether the strategy of undertaking corporate social responsibility (CSR) policy is an effective signal of a high level of food safety is considered in this paper. Despite the existence of some state mechanisms aimed at solving the lemon problem, the presence of a great number of fake and adulterated food on Russian food markets show that it has not been solved yet. Specificity of food (its experimental and trusting qualities) makes it impossible to evaluate the qualitative characteristics of food before it is purchased by customers.
The analysis was based on Bertrand model with a differentiated product. Theoretic and game modelling resulted in articulation of the conditions for "desired" Nash equilibrium, where CSR policy is implemented by the companies producing safer food. The comparison of possible Nash equilibriums has lead us to the conclusion that the efficiency of CSR strategy as a quality signal is determined by the control and support of the manufacturers provided by the state and by the number of "responsible" health-conscientious customers. "Desired" Nash equilibrium may be reached without "responsible" customers, but with a high level of state support towards "honest" companies with a positive CSR record. This means that the weakness or lack of state mechanisms to support or encourage the manufactures, a small share of health-conscientious customers, their low activity in monitoring safety level when choosing food are among the factors determining the low activity of manufacturers in CSR policy implementation.
Для интеллектуальных услуг характерна концентрация в крупных городах, отличающихся развитой инфраструктурой, высоким уровнем развития человеческого капитала, близостью к значимым потребителям и т.д. Однако, компании сектора интеллектуальных услуг имеют потенциал для сотрудничества с партнерами и из других регионов. Статья посвящена пространственному размещению интеллектуальных деловых услуг в России. Исследование опирается на уникальные эмпирические данные, собранные в ходе массовых опросов российских производителей и потребителей интеллектуальных услуг. В работе проведен сравнительный анализ входящих и исходящих из российских регионов потоков услуг, который позволяет проранжировать регионы по уровню вовлеченности в обмен интеллектуальными услугами и составить карту, характеризующую интенсивность межрегиональных потоков услуг.