• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вызовы современного бизнеса и ролевая модель менеджера

Современное бизнес-пространство в последнее время все активнее сталкивается с требованиями новой экономики, процессами глобализации, появлением новых бизнес-моделей и технологий управления. Какими компетенциями в этой связи нужно обладать менеджеру и что необходимо для его комплексной подготовки? Читайте полную версию статьи  академического руководителя образовательной программы "Менеджмент" Дмитрия Артемьева для газеты Новый Компаньон от 7 ноября 2014 г.

Ни для кого не секрет, что успешность любой компании или проекта зависит от множества причин. Российская и зарубежная практика показывает, что именно грамотное управление, в большинстве случаев, является определяющей силой и главным драйвером развития любой организации. Множество историй успеха в бизнесе объясняется эффективным управлением и наоборот, чаще всего, причины кризиса и гибели компаний, провала проектов связаны с ошибками и просчетами в управлении.

Российские компании уже вступили в эпоху новой экономики, основанной на знаниях, инновациях, постоянном изменении внешней среды, они активно вовлечены в глобальную экономику и вынуждены соответствовать ее реалиям. Такие условия бросают вызов традиционным бизнес-моделям и формируют спрос на новое поколение лидеров, которые способны разрабатывать и применять современные адаптивные бизнес-подходы.

Глобализация экономики привела к росту динамики изменений внешней среды, поэтому центральная задача управленца, как лидера перемен, заключается обеспечении роста и развития как можно большего числа организаций. Современный профессиональный менеджер рассматривает каждое изменение как новую благоприятную возможность, в связи с чем, акценты уже в большей степени связаны с политикой, направленной на создание будущего организации, с технологией поиска и прогнозирования изменений, со стратегией внедрения этих изменений, как во внутренней, так и во внешней среде организации. А самое главное, с такой политикой, которая позволит уравновесить эти изменения и стабильность, как основу деятельности любой компании.

Весной 2014 года Ирина Шафранская в статье «Новому Компаньону» под заголовком  «Будущее управленческой профессии стремительно меняется» указала на важные тенденции, новые акценты и развитие роли управленца в компании. В продолжении данной темы, на мой взгляд, полезно проанализировать, какие управленческие знания, навыки, умения и компетенции сейчас востребованы и с какими профессиональными задачами и нетривиальными вызовами приходится сталкиваться нашим выпускникам в реалиях современного бизнеса.

Современный менеджер – это не продавец, выкрикивающий из-за прилавка «свободная касса!» или разъезжающий по бизнес центрам, продавая средства для снижения веса. Это собирательный образ, это целый набор управленческих профессий и функций, который требует совершенно четких знаний, навыков использования аналитических, организационных инструментов, способности выстраивать коммуникаций и работать в команде. Это лидер, который постоянно находится в режиме многозадачности и находит возможности в нестандартных бизнес-ситуациях.

Современный менеджмент чрезвычайно ценен через его комплексные знания, динамические компетенции и междисциплинарность. Решая широкую гамму непростых бизнес задач, менеджер вынужден активно использовать математические и финансовые инструменты, применять технологии развития персонала и методы экономической статистики, анализировать бизнес-процессы и выстраивать коммуникации с партнерами, собственникам и ключевыми клиентами. Определяя точки роста и подготавливая управленческие решения, менеджеру необходимо проводить анализ внешней и внутренней среды компании, а это предполагает работу с большим объемом информации, в том числе с использованием IT инструментов. Участвуя в проектах, таком специалисту необходимо четко планировать состав и взаимосвязь работ, бюджет, координировать работу команды и в то же время быть гибким при изменении требований заказчиков или влиянии иных внешних параметров. Навыки решения подобных задач открывает перед управленческой профессией грандиозные возможности практически во всех отраслях и сферах деятельности.

 

Таким образом, образование в сфере менеджмента постоянно изменяется. И мы имеем уникальную возможность адекватно реагировать на изменения запросов за счет постоянного мониторинга и организации обратной связи с нашими выпускниками и работодателями. Такая работа позволяет нам выделить две ключевые ролевые модели, характерные для современного бизнес-пространства и, именно в рамках этих направлений, и ведется подготовка профессиональных управленческих кадров.

Первая ролевая модель – профессиональный менеджер, лидер и проводник изменений в компании. Это грамотные управленцы, в будущем руководители подразделений, бизнес-единиц и владельцы бизнес-процессов, аналитики, обладающие компетенциями по реализации управленческих задач в ключевых областях компании как на стратегическом, так и операционном уровне. Они способны действовать в качестве компетентных и ответственных лидеров изменений являясь бизнес-архитекторами в средних и крупных компаниях и обеспечивая мощную аналитическую поддержку качественных управленческих решений.

Вторая – создатель и руководитель собственного бизнеса. Это подготовленный профессионал, обладающий комплексными навыками по организации и управлению индивидуальными бизнес-проектами, способный создать инновационный стартап, масштабировать и развивать собственную компанию на основе уникальной бизнес-модели.

Такие ролевые модели открывают широкие горизонты карьерных траекторий и предполагают от выпускника выработки и развития навыков, которые позволяют ему:

  • планировать, организовать и анализировать финансово-хозяйственную деятельность, как отдельных направлений бизнеса, так и всей компании в целом;
  • анализировать конкурентное окружение организации и разрабатывать мероприятия стратегического развития;
  • проводить маркетинговые исследования, формировать ассортиментную политику организаций, управлять ценовой и сбытовой деятельностью компании;
  • разрабатывать программы маркетинговых коммуникаций;
  • проектировать систему мотивации, вознаграждения и развития персонала;
  • участвовать и вести внутренние проекты по оптимизации бизнес-процессов и устранению всех видов потерь в текущей деятельности предприятия, анализировать и развивать систему логистики  в компании;
  • разрабатывать уникальные бизнес-модели и запускать собственный бизнес;
  • постоянно анализировать рыночные возможности и инициировать проекты развития;
  • участвовать в проектах компании по выводу нового продукта на рынок, организуя рабочие процессы, планируя их экономическую эффективность и коммерческую успешность.

 

Таким образом, как уже было отмечено ранее, одной из ключевых особенностей современного бизнес-пространства является высокая динамика изменений, происходящих во внешней среде. Это вынуждает компании быть проактивными, корректировать свои стратегии, инициировать перспективные проекты, оптимизировать систему управления, развивать бизнес-процессы и людей. Научиться делать это один раз и навсегда невозможно, поэтому важной составляющей в обучении менеджменту является комплексный подход, предполагающий формирование на ранних этапах сильной базы системных знаний, на которую впоследствии накладывается профессиональный фокус.

Такие системные знания включают развитие у студентов на начальных курсах математических и социально-экономических знаний, а также фундаментальную подготовку в области менеджмента. На этом этапе студенты изучают большое число профессиональных дисциплин, таких как стратегический менеджмент, маркетинг, логистика, анализ отраслевых рынков, управление человеческими ресурсами, экономический анализ фирмы, бухгалтерский и управленческий учет.

Со второго по четвертый курс, за счет наличия тщательно подобранных дисциплин по выбору, студенты формируют индивидуальный учебный план и начинают выстраивать собственную профессиональную траекторию развития, отталкиваясь от своих интересов или потребностей работодателя. Наличие специализированных дисциплин по выбору позволяет нам выстраивать понятный, но в то же время довольно гибкий учебный план в зависимости от изменения потребностей рынка работодателей. Важным элементом образовательного процесса на этом этапе является выбор студентами «майнора» - набор дисциплин из других образовательных программ, который позволяет развить их знания в смежных направлениях. Например, обучаясь на менеджменте, студент может взять 4 дисциплины по бизнес-информатике, экономике, юриспруденции или политологии, что значительно повышает его ценность.

На протяжении всех курсов обучения студенты активно изучают и совершенствуют английский язык, т.к. заниматься управленческой деятельностью без него в современном глобальном бизнес-пространстве просто невозможно.

Кроме того, хороший английский нужен студентам для использования программы мобильности и включенного обучения, которая дает возможность студенту во время обучения провести семестр в зарубежном университете или выбрать любой кампус НИУ ВШЭ: в Москве, Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде. Также студент может включить в свой образовательный план онлайн-курсы ведущих зарубежных вузов, таких как Оксфорд, Стенфорд или Кембридж и они будут зачтены ему в дипломе.

К 4 курсу, имея серьезную гуманитарную, экономическую, математическую и менеджериальную базу, студенты выбирают профиль, т.е. тот профессиональный фокус, с которым они планируют связать будущую управленческую деятельность. В настоящее время среди таких профилей: «Управление человеческими ресурсами», «Операционный менеджмент и логистика», «Предпринимательство и инновации».

Прохождение практики и стажировок в развивающихся компаниях-лидерах пермского рынка является обязательным элементом нашей программы.

Получается, что студенты заканчивают одну и ту же программу, но на выходе являются уникальными специалистами в области управления за счет индивидуально выстроенной со 2 курса образовательной траектории. Такая модель существенно повышает уровень их конкурентоспособности на рынке труда, что ежегодно подтверждают работодатели. Статистика по нашим выпускникам показывает, что порядка 74% выпускников бакалавриата в первый год занимают должность уровня специалиста, а пятая часть – должность уровня старшего специалиста. В среднем, с момента выпуска из бакалавриата до момента занятия выпускником позиции руководителя среднего звена проходит 3,5 года.

Выпускники направления «Менеджмент» реализуют себя:

  • в крупных и средних пермских компаниях на позициях руководителей отделов, проектов, владельцев ключевых бизнес-процессов и направлений;
  • в органах власти - консультанты министерств, руководители проектов;
  • среди собственников успешно работающего бизнеса, а также в рейтингах ведущих предпринимателей России;
  • в консалтинговых компаниях из списка «Большой четверки»;
  • в Интернете (почти 10% наших выпускников работают в digital-сфере);
  • в Москве и за рубежом - в ведущих компаниях на позициях маркетологов, специалистов по логистике, в службах по развитию персонала.


Такие результаты достигаются за счет уникальной образовательной модели и самой формы организации учебного процесса. Образовательный процесс проходит вформате «погружения» и «learning by doing».Такая технология предполагает, что студент вовлекается реальные деловые ситуации, проекты, практические задачи в разных сферах деятельности и получает знания и опыт через активность в условиях, максимально приближенных к реальным. В частности, на профиле «Предпринимательство и инновации» в этом году мы экспериментально изменили формат дисциплины «Основы предпринимательства», которую провели 3 бизнесмена российского уровня. Оценивали итоговые проекты студентов комиссия из успешных предпринимателей — как недавние выпускники факультета менеджмента, так и те, кто уже к 30 годам построил собственный стабильный бизнес в Перми.

Таким образом, выпускники программы «Менеджмент» владеют современными теориями управления и способны разрабатывать и внедрять инструменты повышения эффективности бизнеса в различных сферах деятельности. Бакалавр менеджмента — это будущий руководитель компании, инициатор продуктивных изменений в бизнесе и экономики, обладающий хорошим теоретическим фундаментом в области управления.