• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Археология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Археология» нацелена на то, чтобы показать развитие археологии, как науки, в исторической ретроспекции, а также раскрыть место и роль археологического анализа в историческом построении. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными особенностями археологического изучения истории и возможностями использования археологического материала в реконструкции истории человеческой цивилизации. Данный курс позволяет познакомить студентов с основным видам археологических методов. Кроме того, дисциплина «Археология» воспитывает понимание необходимости сохранения культурного наследия мира и России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • показать развитие археологии, как науки, в исторической ретроспекции
  • познакомить студентов с основными особенностями археологического изучения истории и возможностями использования археологического материала в реконструкции истории человеческой цивилизации
  • раскрыть место и роль археологического анализа в историческом построении
  • научить основным видам археологических методов
  • воспитание понимания необходимости сохранения культурного наследия мира и России
  • воспитание гражданской ответственности в отношении сохранения и использования археологического наследия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знания об этапах формирования предметной области археологии, основных дискуссиях и современном этапе развития
  • Владеет и может применять методы дескриптивного уровня археологического исследования
  • Демонстрирует знания по антропогенезу на современном научном уровне
  • Понимает общий ход развития материальной культуры связь с когнитивным и социальным развитием человечества. Может интерпретировать и хрономаркировать артефакты и следы
  • Демонстрирует знания об этапах археологической полевой деятельности, демонстрирует понимание ценности мирового и российского культурного наследия для будущих поколений. Знает нормативную базу защиты культурного наследия РФ. Знает нормативный аспект археологических исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. История археологической мысли
    Тема 1. Введение в археологию Место археологии в системе гуманитарных наук. Предмет и объект археологии. Уровни археологии. Разное понимание археологии в разных странах. Археология, как антропология (anthropology). Археология, как «преистория» (vorgeschichte). Археология, как естественная наука. Археология, как история материальной культуры. Теоретическая археология. Полевая археология. Дескриптивная археология. Экспериментальная археология. Виды археологии. Понятие и проблемы археологического времени. Специализация в археологии. Процедура археологического исследования. Теория культурного наследия. Теория культурной памяти Тема 2. История археологической мысли до XX в. Проблема начала археологии как науки. «Народная археология». «Сакральная археология». Конфуцианский парадокс развития археологии в Китае, Корее и Японии. Ранний антикварианизм (XIV / XV - XVIII вв.). Археология и политика. Рождение этнической археологии. Поздний антикварианизм (XVIII в.). Зарождение первых научных школ. Эпоха «романтизма» в археологии. Стратификационный метод. Формально-типологический метод. Появление специализация в археологии. Поиск прародины. Система трех веков Томсена. Эпоха эволюционизма. Технологический метод Габриэля де Мортилье, деление эпохи камня. Концепция культурных кругов. Картографический метод (Ф. Ратцель, Р. Вирхов, Л. Фробениус). «Тотальная» типология Питт-Риверса. Флиндерс Питри рождение английской научной археологической школы (таксономизм). Диффузионизм, миграционизм и трансмиссионизм. Расовая концепция А. Гобина и археология. Рождение типологической системы Оскара Монтелиуса. Комбинаторный метод Софуса Мюллера. Венская школа культурно-исторической археологии. Христианский эволюционизм. Колониальная археология. Тема 3. История археологической мысли пер.пол. XXв.. Флиндерс Питри рождение английской научной археологической школы (таксономизм). Методы сериаций. Таксономизация англо-саксонской археологии. Коммерческая археология. Археология обитания Г. Коссинны. Фашистская археология. Археология в СССР. Марксистка археология. Типологический подход В.А. Городцова. Социологическая школа в СССР. Палеоэтнологическая школа в археологии (Б. Жуков). Метод восхождения и его влияние на советскую археологическую школу. Дискуссия 1929/30 гг. в советской археологии и её последствия. В. Равдоникас и история первобытного общества. Тема 4. История археологической мысли вт.пол. XX-XXI вв.. Кризис археологии 1940-50-ых. Гиперскептицизм в археологии. Появление энвайронментализма (Г. Кларк, Э.Хиггс, О. Крофорд, Г.Ю. Эггерс.). Этнические ярлыки и маркерный метод в восточноевропейской археологии. Развитие идеи коллективной памяти и её влияние на развитие археологии. Программа Триггера Б. Сциентизм в археологии. Рождение «Новой археологии». Процессуальная археология (Льюис Роберт Бинфорд, Дэвид Кларк, Эндрю Колин Ренфрю). Феминистская археология (Марии Гимбутас, Элисон Уайли, Джоан Гироу, Эрики Энгельстад). Поведенческая археология (М. Шиффер, У. Радж). Дискуссия об археологическом источнике и теоретической археологии в СССР 1970-1990ые гг. (Л. Клейн, В. Генинг и т.д.). Постпроцессуальная археология (Я. Ходдер, К. Ренфрю, П. Бах).
  • Раздел 2. Археологические методы
    Тема 1. Методы полевой археологии. Планиграфия. Стратиграфия. Нивелировка. Индивидуальная, послойная, поквадратная фиксация. Полевой дневник. Камеральная работа. Тема 2. Методы дескриптивной археологии. Археологическая типология, классификация и таксономия. Археология и методы естественных наук. Статистика в археологии. Метод имитационных моделей. Метод археологизации и экспериментальная археология. Математическое и компьютерное моделирование в археологии. Маркерный метод и этническая археология. Стратификационный метод. Метод генетических схем. Когнитивная археология. Метод рационального выбора в археологии. Демографо-экологический метод. Метод реперного предела. Метод Эд. Харриса. Методы естественных наук в археологии.
  • Раздел 3. Антропогенез
    Тема 1. Суть антропогенеза. Африканская прародина человека. Австролопитеки и их виды. Место архантропов в процессе антропогенеза. Критерии человека. Время бытования, ареал расселения и морфологические особенности: homo gautengensis, homo habilis, homo rudolfensis, homo ergaster, homo erectus, homo floresiensis, homo antecessor. Палеоантропологические находки. Тема 2. Орудийная деятельность архантропов и среда обитания. Среда обитания архантропов: климат, палеофауна и палеофлора. Древнейшие гоминиды и их трудовая деятельность. Орудия труда (Олдувайская и Ашельская арх.культуры). Проблема галечниковых орудий. Место палеоантропов в процессе антропогенеза. Дискуссия о месте Гейдельбергского человек, Homo antecessor (и его разновидность Homo georgicus) в антропогенезе. Важнейшие стоянки в зарубежье и на территории России. Проблема датировки и места появления человека современного вида. Новые археологические открытия XXI в. - Homo sapiens idaltu и т.д.. Орудийная деятельность и хозяйственная жизнь палеоантропов.
  • Раздел 4. Общая характеристика эпох камня, палеометаллов и железа
    Тема 1. Общая характеристика каменного века (палеолит, мезолит). Хронология палеолита. Климатические изменения в эпоху Палеолита. Ранний (нижний) палеолит (Олдувайская, Аббевильская (Шелская), Ашельская арх.культуры). Средний палеолит (Мустье, Сангойская, Эммирийская). Поздний (верхний) палеолит (Барадотская, Костенковско-стрелецкая, Ориньякская, Солютрейская, Мадленская, Кебарская культура). Хозяйство. Жилища. Каменная индустрия. Искусство. Погребальный обряд. Определение грани между палеолитом и мезолитом, проблема эпипалеолита. Климатические изменения, после завершения ледникового периода и исчезновение палеофауны (мегафауны). Мезолитические культуры Среда обитания архантропов: климат, палеофауна и палеофлора. Древнейшие гоминиды и их трудовая деятельность. Орудия труда (Олдувайская и Ашельская арх.культуры). Проблема галечниковых орудий. Место палеоантропов в процессе антропогенеза. Дискуссия о месте Гейдельбергского человек, Homo antecessor (и его разновидность Homo georgicus) в антропогенезе. Новые археологические открытия XXI в. - Homo sapiens idaltu и т.д.. Орудийная деятельность и хозяйственная жизнь палеоантропов. Тема 2. Неолитическая революция и её последствия. Понятие «неолитической революции». Два основных типа неолитической экономики на территории Евразии. Переход к оседлости в лесной зоне, возникновение кочевнического типа хозяйства. Технические открытия неолита. Открытие металлов. Этапы развития металлургии. Периодизация. Распространение производящего и комплексного хозяйств в период бронзы. Открытие и освоение способов получения металла и изготовления орудий труда. Сохранение значения орудий труда из камня. Дальнейшее развитие и расширение зоны производящей экономики. Тема 3. Общая характеристика эпохи палеометаллов. Периодизация эпохи бронзы. Проблема начала металлургии. Феномен Балкано-Карпатской металлургической провинции. Энеолит лесной и степной полосы Восточной Европы (Трипольская культура). Новые технологии в цветной металлургии. Бронзовый век Кавказа. Средний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции. Андроновская историко-культурная общность (Федорово. Алакуль. Синташта). Сейминско-турбинский транскультурный феномен. Бронзовый век Алтая. Абашевская культурно-историческая общность. Территория распространения памятников абашевского типа. Посуда, хозяйство, бронзовые и медные изделия. Проблемы поздней бронзы: культура и миграции. Тема 4. Общая характеристика эпохи железа. Периодизация железного века. Особенности металлургии железа в раннем железном веке. Способы получения, железа, сыродутный процесс. География распространения древнейших железных изделий. Развитие производительной и социальной сферы человеческого общества в период железа. Ранний железный век в Западной и Средней Европе (Гальштатская и Латенская культурно-исторические общности). Ранний железный век в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы и Урала. Дискуссия о Черняховской культурно-исторической общности. Ранний железный век Южной Сибири и Алтая: особенности перехода от эпохи Бронзы к РЖВ. Ранний железный век в лесостепной и лесной зонах Западной Сибири и Дальнего Востока. Предскифский период в степях Причерноморья. Киммерийцы и проблема киммерийских древностей. Проблема происхождения скифов и складывания скифской культуры. Царские курганы скифов: Куль-Оба, Чертомлык, Солоха, Толстая могила и другие. Скифское и сарматское искусство, «звериный» стиль и вопросы семантики скифского, сибирского и сарматского искусства. Типы савроматских курганов и могил. Погребальный инвентарь, орудия труда, оружие и украшения. Хозяйство, развитие скотоводства. Религиозно-мифологические представления у индоиранских племен. Прохоровская культура. Сарматские погребения. Сарматская экспансия в Причерноморье. Сарматы и греко-римский мир. Аланы и другие племенные объединения сармат. Проблема поздних сарматов. Палеоэкологические исследования на археологических памятниках Евразии I тыс. н.э. и согласования с историческими источниками. Черняховская культура (готская миграция). Полихромный бирюзово-золотой стиль (сарматская миграция). Гуннские погребения Южной Сибири и Монголии. Гуннские поселения. Иволгинское городище. Жизнь и быт, хозяйство и социальный строй гуннов. Крушение скифо-сибирского культурно-исторического единства, складывание новой исторической обстановки в степях Евразии. Подвижность населения, роль скотоводства в хозяйстве и быту в эпоху Великого переселения народов (ВПН). ВПН, как глобальный процесс изменения мировой цивилизации (культура Ямато в Японии, троецарствие в Китае, культура Когурё в Корее, классический период Мая в Мезоамерике, гибель культуры Наска, малагасийская культура на Мадагаскаре, археология госуд. Гуптов в Индии и т.д.). Возникновение Азовской Болгарии. Археология Хазарии. Памятники салтово-маяцкой культуры. Инвентарь: орудия труда и предметы быта кочевников, земледельцев и ремесленников.
  • Раздел 5. Основа полевой археологии
    Тема 1. Полевая археология. Полевая археология, основные понятия. Формы открытых листов. Типы археологических исследований. Археологические разведки. Археологические раскопки. Приемы разборки культурного слоя и фиксации археологических материалов. Консервация. Археологическая топография, планиграфия и стратиграфия. Полевая документация. Археология в музейном деле. Археология в школе и в дополнительном образовании. Юридические основы охраны археологического культурного наследия. Оформление полевого дневника и отчета по археологической практике. Тема 2. Полевая документация. Разбор ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ и положения об открытых листах. Знакомство с археологическими кейсами. Формирование пакета заявки на открытый лист. Определение места археологических работ. Расчет необходимых человеко-часов. Расчет необходимого оборудование. Расчет расходов на естественно-научные анализы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка за работу на семинарах
  • неблокирующий оценка за самостоятельную работу
  • неблокирующий оценка за контрольную работу
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (тест) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru/). Прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). Перед началом экзамена (за 40 минут) необходимо подключиться к платформе Экзамус, выполнить, все подготовительные действия связанные с прокторингом и начать тестирование, после чего по ссылке (которая будет доступна на Экзамусе) осуществить переход на платформу LMS и начать прохождение экзаменационного теста. После завершения тестирования войти на платформу Экзамус и завершить тестирования. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, с которыми можно ознакомиться по ссылке - https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан: 1. поставить на аватар фотографию; 2. включить камеру и микрофон; 3. приготовить паспорт, для предъявления в начале подготовки к прокторингу; 4. очистить рабочее место (поверхность стола (перед монитором и за монитором), пространство под столом от лишних предметов, листов, книг, тетрадей и пр., что может быть расценено проктором, как «шпаргалка» или фактор, отвлекающий внимание); Во время экзамена студентам запрещено: 1. покидать рабочее место вплоть до завершения экзамена, за исключением крайней необходимости или форс-мажорной ситуации; 2. использовать более одного рабочего стола при тестировании на ноутбуке или компьютере, 3. выходить в интернет с целью поиска информации; 4. использовать любые печатные, графические и фото материалы находящиеся на HDD и SSD компьютера или ноутбука; 5. использовать любые (электронные, печатные или рукописные) носители информации, а также аудио и видео оборудование, за исключением необходимого для прохождения экзамена (указанно ниже); 6. использовать более одного компьютера или ноутбука, во время прохождения экзамена; 7. использовать мобильное устройство (телефон, планшет) во время экзамена. Во время экзамена студентам разрешено: 1. использование одного стационарного компьютера или ноутбука для прохождения экзамена; 2. питьевой воды в прозрачной емкости (стеклянная кружка, пластиковая бутылка и т.д.); 3. один чистый листок (формата А4) и авторучка; 4. отвлечение от экрана компьютера при прохождении экзамена допустимо не более чем на 30 секунд. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается до 5 минут, сразу по завершению экзамена, экзаменуемый обязана сообщить о кратковременном / кратковременных нарушениях связи преподавателя и академического руководителя. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи, но будет использоваться другой вариант теста. Тест состоит из следующих типов вопросов: Множественный выбор с одним правильным ответом, множественный выбор с несколькими правильными ответами, установление соответствия, установления соответствия перемещением, заполнение пропуска, свободный текст (научное описание).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * оценка за контрольную работу + 0.2 * оценка за работу на семинарах + 0.3 * оценка за самостоятельную работу + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мартынов А. И. - АРХЕОЛОГИЯ 9-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-04537-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arheologiya-431881
  • Скрипкин А. С. - ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХЕОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-03557-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-otechestvennoy-arheologii-438151

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Отв. ред. Молодин В. И., Комиссаров С. А. - ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КИТАЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 174с. - ISBN: 978-5-534-11357-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-arheologicheskih-issledovaniy-v-kitae-istoriograficheskiy-ocherk-445103