• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Операционный менеджмент и управление процессами

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Операционный менеджмент и управление процессами (OM) лежит в основе любого бизнеса. ОМ связан с бизнес-процессами, которые преобразуют входные данные (материалы, информацию, клиенты) в выходные (продукты, услуги, довольные клиенты). Почти все, что вас окружает (чашка кофе, компьютер, стол, телефон), создано при помощи ОМ. OM - это намного шире, чем то, что происходит на заводах таких компаний, как НЛМК, УГМК, Газпромнефть, Toyota, Siemens, Технониколь и других (хотя управление производством важно и составляет серьезную часть OM). Знаете ли вы, что большая часть сотрудников и активов в компаниях задействована в операционной деятельности? Более того, даже финансовые организации, IT фирмы, медиа-компании, некоммерческие организации и госструктуры зависят от своих операционных возможностей. В условиях глобальных вызовов и цифровизации процессов OM является ключом для обеспечения конкурентных преимуществ, а иногда и выживания бизнеса. Добро пожаловать на этот курс и в захватывающий мир операционного менеджмента!
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс предоставляет студентам широкую теоретическую основу для понимания, проектирования, анализа и улучшения операционной деятельности организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет выявлять потоки и анализировать процессы в организации.
  • Умеет описывать операционную (производственную) систему компании.
  • Умеет строить карты потока создания ценности, находить узкие места, предлагать мероприятия для улучшений.
  • Рассчитывает необходимую мощность для удовлетворения спроса.
  • Применяет ключевые концепции операционного менеджмента для разработки операционной стратегии компании.
  • Владеет методом А3 для решения проблем и реализации проектов операционных улучшений.
  • Выбирает и использует инструменты и методы решения проблем.
  • Выбирает и использует основные инструменты бережливого производства для выявления потерь и повышения операционной эффективности.
  • Умеет объяснить, как новые технологии и цифровизация влияют на операционный менеджмент.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Процесс. Операционная система
  • Поток и мощность
  • Операционные стратегии
  • Оргструктура
  • Операционные (производственные) системы
  • Управление качеством
  • Операционные улучшения
  • Развитие производственных систем. Практики регулярного менеджмента
  • Индустрия 4.0 и будущее операционного менеджмента
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опросы на семинарах
    Опросы проходят на каждом семинаре в формате устных опросов или в формате небольшого тестирования.
  • неблокирующий Решение кейсов на семинарах
    На ряде семинаров студенты в командах решают кейсы. Оценка выставляется по итогам работы и защиты командного решения кейса на семинаре. Итоговый балл складывается как сумма заработанных баллов студентом, деленная на число решаемых кейсов на семинаре.
  • неблокирующий Проект А3
    Командный проект А3 операционных улучшений. Тема проекта должна быть согласована с преподавателем. Выбирается организация/процесс, которые легко доступны студентам для изучения. Презентация готовится в группах по согласованию с преподавателем.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен представляет из себя тест. Тест состоит из 20 вопросов. Вопросы могут быть трех типов: с 1 правильным ответом, с множественным выбором, открытым ответом (решение мини-кейса). Вопросы теста сформулированы на основе лекционного материала и семинаров.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Проект А3 + 0.2 * Решение кейсов на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Опросы на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Boss: бесподобный или бесполезный : бизнес-роман, Иммельман, Р., 2019
  • Великие по собственному выбору, Коллинз, Д., 2013
  • Всеобщее управление качеством : стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM): пер. с англ., Джордж, С., 2002
  • Догнать зайца : как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь, Спир, С., 2021
  • Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства : пер. с англ., Синго, С., 2010
  • Индустрия 4.0 : от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов, Шеер, А.-В., 2020
  • Метод А3 в управлении компанией : как создать среду развития и сотрудничества, Шук, Дж., 2021
  • Методы развития организаций, Пригожин, А. И., 2003
  • Понимание вариабельности как ключ к устранению организационного хаоса, Уилер, Д., 2020
  • Производственная система Тойоты : уходя от массового производства, Оно, Т., 2021
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2007
  • Производство без потерь для рабочих, , 2020
  • Сиртаки по-японски : о производственной системе Тойоты и не только, Деннис, П., 2019
  • Стандартизированная работа, , 2019
  • Структура в кулаке : создание эффективной организации, Минцберг, Г., 2012
  • Технологии Четвертой промышленной революции, Шваб, К., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коллектив авторов - Канбан и точно вовремя на Toyota: Менеджмент начинается на рабочем месте - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961421052 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/253
  • Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Лайкер Д.К., Хосеус М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 354 с.: ISBN 978-5-9614-4995-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914070
  • Лайкер Джеффри - Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира - Издательская группа "Точка" - 2017 - ISBN: 9785961426793 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/195
  • Лайкер Джеффри,Майер Дэвид - Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota - Альпина Паблишер - 0 - ISBN: 9785961426779 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/64
  • Менеджмент систем: Как начать путь Toyota: Учебное пособие / Фидельман Г.Н., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 136 с.: ISBN 978-5-9614-5219-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914321
  • Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технологии Учебное пособие / Лайкер Д.К., Морган Д.М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Модели менеджмента ведущих корпораций) ISBN 978-5-9614-0571-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923873