• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ отраслевых рынков

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины «Анализ отраслевых рынков» рассматриваются общетеоретические вопросы, составляющие фундаментальную основу экономики отраслевых рынков и политики поддержки конкуренции, анализируются проблемы определения релевантного рынка, дается классификация типов рыночных структур, обсуждаются типы рыночных структур, изучаются базовые модели монополии, сговора, ценовой дискриминации и вертикальной интеграции, рассматриваются барьеры входа на рынок, а также студенты приобретают опыт анализа состояния конкуренции на реальных рынках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с инструментами (концепциями и моделями) экономического анализа рынков.
  • Выработать у студентов навыки эмпирического анализа рынков с использованием инструментария микроэкономической теории и институциональной экономики, которые необходимы в процессе организационно-управленческой, аналитической, и предпринимательской деятельности.
  • Подготовить к проведению научных исследований рынков и способов конкуренции компаний на них.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Способен собирать и анализировать данные необходимых для анализа конкурентной среды. Демонстрирует навыки работы в команде. Умеет решать задачи по изучаемым моделям, критически оценивать прикладное значение последних.
  • Способен изучать модели и критическим оценивать их практическую значимость. Может анализировать способы конкуренции фирм на рынках.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рынки и отрасли
    ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. РЫНОК И ОТРАСЛЬ. ГРАНИЦЫ РЫНКА И ОТРАСЛИ. Введение в экономику отраслевых рынков. Значение теории отраслевых рынков для: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах, классификации рынков, регулирования деятельности фирм, выработки оптимальной промышленной и антимонопольной политики государства. Рынок (определение). Основные классификации рынков. Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: рынки совершенной и работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с вертикальной интеграцией (или ограничениями), рынки с доминирующей фирмой, чистая монополия и монопсония, естественная монополия, картель (полный и неполный). Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба (факторы, определяющие эффект масштаба, факторы, ограничивающие эффект масштаба), случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки. Определение границ рынков (продуктовые и географические границы — подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике. ТЕМА 2. МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Монопольный рынок: предпосылки анализа, основные выводы по модели чистой монополии. Воздействие монополии на общественное благосостояние. Оценка чистых потерь монополии: различные варианты линейного и нелинейного случаев. Измерение чистых потерь общества от монополии на практике. Проблемы, возникающие при оценке величины чистых потерь на практике. Факторы, не учтенные при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки и X-неэффективность. Многозаводской монополист. Модель монополиста, принимающего решения об оптимальном выпуске на нескольких заводах с разными технологиями. Модель монополиста, принимающего решение об определении числа заводов. Показатели рыночной власти фирм: индекс Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина, коэффициент Ротшильда. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт их расчета и интерпретации для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших фирм, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого. ТЕМА 3. БАРЬЕРЫ ВХОДА. Понятие барьеров входа (определения Дж.Бэйна, Дж.Стиглера, А.Вайзцекера). Классификация отраслей по высоте барьеров входа, предложенная Дж.Бейном. Классификация барьеров входа. Нестратегические барьеры. Емкость рынка. Барьер капитальных затрат. Абсолютное преимущество в издержках производства старых фирм. Относительные преимущества в издержках. Административные барьеры. Состояние инфраструктуры. Репутация. Криминализация. Стратегические барьеры. Ценообразование, ограничивающее вход (модель Бейна, модель Модильяни). Проблемы, связанные с построением данного барьера. Грабительское ценообразование. Барьер избыточных мощностей. Дополнительные инвестиции в оборудование. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Дифференциация товара. Оценка высоты барьеров входа. Динамика рынка (проблемы входа-выхода с точки зрения долгосрочного периода). Особенности барьеров в российской экономике. ТЕМА 4. ДОМИНИРУЮЩАЯ ФИРМА. Определение доминирующей фирмы Причины возникновения доминирующей фирмы. Антимонопольное регулирование поведения доминирующей фирмы. Способы злоупотребления доминирующим положением. Хищническое ценообразование. Коллективное доминирование.
  • Стратегии поведения фирм
    ТЕМА 5. КООПЕРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Классификация моделей кооперативного поведения. Причины возникновения картелей. Простая (статическая) модель полного картеля. Динамическая модель картеля (условие стабильности). Народная теорема. Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: число фирм, частота изменения цен, изменения спроса, асимметрия между фирмами, горизонтальная продуктовая дифференциация, ограничение по мощности, диверсификация (многопродуктовые фирмы). Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. ТЕМА 6. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. Ценовая дискриминация: мотивы и условия эффективного осуществления. Факторы, исключающие арбитраж. Практика ценовой дискриминации: двухчастный тариф, блочный тариф, оптовые продажи, взаимосвязанные продажи, нелинейное ценообразование (определение комбинаций объема покупки/цены), сезонное ценообразование. Типы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первого типа (условия осуществления, последствия). Ценовая дискриминация второго типа: виды реализации. Двухчастный тариф. Ценовая дискриминация третьего типа. Влияние ценовой дискриминации разных типов на общественное благосостояние. ТЕМА 7. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Вертикальная интеграция (определение). Виды вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения. Типы вертикальных ограничений. Стимулы к вертикальной интеграции и заключению вертикальных ограничений. Снижение трансакционных издержек. Решение проблемы двойной монопольной надбавки. Стремление фирмы снизить давление государственного регулирования. Использование ценовой дискриминации. Диверсификация производства. Стремление снизить потери от монопольной власти других фирм Риск недобросовестного поведения и проблема "безбилетника" в отношениях производителя и дилера (посредника). Формы вертикальных ограничений. «Ценовые» контракты: линейная цена, 2-х частный тариф (плата за франшизу), установление минимальной и максимальной цены перепродажи (контроль уровня розничных цен). Квоты продаж. Практика "исключительной территории" и "исключительных контрактов". Участие в собственности. Положительные и отрицательные последствия вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Практика антимонопольного регулирования вертикальных ограничений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Аудиторная работа (неблокирующий)
  • Самостоятельная работа (неблокирующий)
  • Контрольная работа (неблокирующий)
  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розанова Н.М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Т 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2015-798-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-4929-2, 978-5-9916-4930-8, 978-5-9916-4931-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-t-385397

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Заздравных А. В., Бойцова Е. Ю.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-288-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-8587-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-433516