• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегический менеджмент

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Стратегический менеджмент» призван сформировать у студентов системное представление о стратегическом управлении в компании, сформировать навыки самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций и принятия стратегических решений. Изучение дисциплины включает в себя: • Рассмотрение основных составляющих стратегического менеджмента: от разработки до корректировки стратегии компании; • Анализ стратегических факторов внешней среды организации; • Сбор и анализ управленческой информации для принятия стратегических решений; • Индивидуальные и коллективные технологии выработки управленческих решений; • Анализ стратегических альтернатив и условий реализации стратегий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются развитие и совершенствование у студентов навыков стратегического управления на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив. Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с разработкой, внедрением и реализацией стратегии компании в целях повышения ее эффективности. Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются: 1) Знакомство студента с основными понятиями, используемыми при изучении дисциплины; 2) Формирование представления студента о методологии стратегического анализа, выбора стратегии, определение ключевых компетенций компании в области разработки и реализации стратегии; 3) Демонстрация основных подходов к интерпретации результатов стратегического управления в рамках управления компанией; 4) Практическая апробация теоретических подходов к стратегическому управлению.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и интерпретирует основные понятия и термины
  • Студент анализирует основные этапы развития корпоративного планирования
  • Студент проводит анализ стратегических факторов внешней среды организации
  • Студент проводит анализ стратегических факторов внутренней среды организации
  • Студент проводит анализ портфеля компании, использует необходимые инструменты, проводит сравнение
  • Студент умеет выявлять конкурентные преимущества компании
  • Студент знает различия и общие черты в стратегиях компаний в зависимости от отрасли экономики
  • Студент анализирует стратегические альтернативы, учитывает условия реализации стратегии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в стратегический менеджмент.
    Процесс стратегического менеджмента. Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной дисциплины. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического менеджмента.
  • Раздел 2. Основные составляющие стратегического менеджмента.
    Понятие и роль стратегии. Определение понятии: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. «5П» стратегии Г. Минцберга. Иерархия стратегии в организации. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Основные этапы стратегического процесса. Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стеикхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Раздел 3. Анализ стратегических факторов внешней среды.
    Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней среды компании. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М.Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли. Зависимость стратегических возможностей отрасли от стадии жизненного цикла отрасли и ее структурированности разработки стратегии.
  • Раздел 4. Управленческий анализ.
    Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Корневые компетенции бизнеса: содержание, модели идентификации и использования. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы.
  • Раздел 5. Портфельный анализ.
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода.
  • Раздел 6. Конкурентные преимущества предприятия.
    Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М.Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ. Основные инструменты стратегического анализа для выявления конкурентных преимуществ.
  • Раздел 7. Стратегии предприятий различных отраслей.
    Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Стратегии продукта на различных этапах жизненного цикла. Риски и недостатки стратегий роста. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего в середине». Риски проведения стратегии реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы. Стратегии компании, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок. Стратегические решения, принимаемые компаниями в рамках международных стратеги. Глобальные стратегические альянсы.
  • Раздел 8. Стратегические альтернативы и условия реализации стратегий.
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегии. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится в Google-формах с включенными камерами у студентов. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию проведения экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие интернета, включенная вебкамера. Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию и пройти тест. Тест состоит из 30 вопросов с единственным выбором, 10 вариантов, время выполнения 1 час, пользоваться дополнительными материалами запрещено. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Онлайн курс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Онлайн курс + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Фролов Ю. В., Серышев Р. В. ; Под ред. Фролова Ю.В. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 154с. - ISBN: 978-5-534-09015-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-formirovanie-strategii-i-proektirovanie-biznes-processov-437776
  • Шифрин М. Б. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 321с. - ISBN: 978-5-534-03440-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-438372

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065