• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Мероприятия
  • Семинар департамента менеджмента: «Тематика и динамика в социологии потребления с 1976 по 2023: автоматизированный анализ литературы с помощью модели глубокого обучения BERT»

Семинар департамента менеджмента: «Тематика и динамика в социологии потребления с 1976 по 2023: автоматизированный анализ литературы с помощью модели глубокого обучения BERT»

6+
Мероприятие завершено

Приглашаем 21 июня принять участие в научном семинаре департамента менеджента. С докладом «Тематика и динамика в социологии потребления с 1976 по 2023: автоматизированный анализ литературы с помощью модели глубокого обучения BERT» выступят доцент департамента менеджмента, кандидат социологических наук Юлия Папушина и младший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов Евгения Шенкман.

Спикеры

Папушина Юлия Олеговна

доцент департамента менеджмента, кандидат социологических наук

Шенкман (Попова) Евгения Андреевна

старший преподаватель департамента экономики и финансов, младший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов

Аннотация доклада

Автоматизированный анализ текстов широко применяется для того, чтобы отрефлексировать эволюцию той или иной области научного знания. Использование методов машинного обучения для анализа литературы позволяет снизить субъективность традиционных обзоров, которые предполагают чтение статей, охватить гораздо больший объем материала и выявить неочевидные тематические направления.

Социология потребления – обширная и сложная область социологического знания, которая насчитывает тысячи исследований, выполненных в различных методологиях, поэтому сколько-нибудь обширный литературный обзор невозможен без использования современных инструментов, основанных на машинном обучении. Однако на сегодняшний день в отличие от других направлений социологии, нет опубликованных исследований по анализу текстов в этом поле с помощью машинного обучения. Наше исследование представляет собой обзор исследований по социологии потребления с 1976 по 2023 годы. Для этого мы собрали все исследования на английском языке по данной теме, представленные в базе Scopus, что составило 12 603 публикации. Для анализа этих текстов и выделения ключевых тем мы применили подход BERTopic (Grootendorst, 2022), основанный на последовательном применении предобученной языковой модели типа Sentence Transformer (all-mpnet-base-v2) для создания векторного представления текста, кластеризации этих векторов и описании полученных кластеров-тем с помощью TF-IDF.

В результате анализа мы обнаружили, что тематика социологии потребления организована вокруг девяти тем, о которых мы подробнее поговорим в докладе. Мы описали динамику числа публикаций по годам, что позволило нам понять, как меняется интерес исследователей к выделенным девяти тематикам. Также мы составили список журналов, которые публикуют тексты, относящиеся к каждой из выделенных тематик, описали географию и структуру потока текстов. В процессе презентации также мы обсудим некоторые методологические проблемы проведения автоматизированного анализа литературы.    

Когда и где?

21 июня, 15:00 (время пермское), онлайн

Для участия в семинаре напишите Юлии Папушиной – yupapushina@hse.ru.