• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бренды территории

Герб, флаг

Герб Пермского края представляет собой изображение серебряного медведя, идущего вправо, помещенного на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста. Евангелие увенчано серебряным уширенным, вогнутым на концах крестом. Щит увенчан княжеской короной.
Флаг Пермского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное белым крестом на четыре равновеликих прямоугольника: в верхней части красного, лазоревого (синего) цвета, в нижней - лазоревого (синего) и красного цвета. В центре белого креста - изображение Герба Пермского края.

Пермский звериный стиль

Древние народы Прикамья, предки современных коми-пермяков, по своей языческой религии почитали небесные божества — Солнце и Луну — и верили в свое происхождение от животных и птиц. Об их  миропонимании, осознании своего места на земле и в космическом пространстве рассказывают прекрасно сохранившиеся до наших дней произведения бронзового художественного литья, известного под названием «Пермский звериный стиль».

Пермский звериный стиль – шаманские изображения, чудские образки, культовое литьё – художественная бронзовая металлопластика III-XII в. н.э. Эти украшения когда-то служили амулетами и оберегами их владельцам. На изображениях представлены: лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, различные водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ смешанной зоо- и орнитоморфной природы, смешанные зоо- и орнитоморфные получеловеческие существа.

Сюжеты пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы, птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди, у некоторых птиц имеется на груди фигура человека в полный рост. Немало блях с медведями в жертвенной позе – голова между лапами; есть и человеческие фигуры - одна или несколько в различных сочетаниях; существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антропоморфным персонажем (богиней). Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Изделия найдены в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских.

Пермские деревянные боги

Пермская деревянная скульптура («деревянные боги») – резные иконы-скульптуры, выполненные народными мастерами. Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII – XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.

Особенность и удивительность пермской деревянной скульптуры заключается в том, что она портретна и в основном обладает чертами коми-пермяцкого населения края.

Пермский период

Пермь, также пермский период, пермский геологический период — геологический период, последний период палеозоя. Начался 295 млн. лет назад, закончился по разным оценкам 250 или 248 млн лет назад, то есть длился 47 млн. лет. Подстилается каменноугольной системой (карбоном), и перекрывается триасовой системой мезозоя.

В отличие от многих других геологических периодов, пермский период был выделен не на Британских островах, а в России. Отложения этого возраста отсутствуют в Англии, на это время приходится масштабное несогласие.

Пермский период выделен в 1841 году британским геологом Родериком Мурчисоном в районе города Пермь. Сейчас эта тектоническая структура называется предуральским прогибом. Мурчисон также обнаружил её широкое распространение на Урале и Русской равнине.

Пермяк соленые уши

Нелегкий труд соледобытчиков ценился на Руси издревле. Но для жителя камских и волжских городов эти люди были словно невидимы. Ведь соль добывали в далеком Прикамье с XIV– XV веков. А соленосы – причальные грузчики, разгружающие баржи, спускающиеся по трапу с огромными мешками, были видны всем. Чего уж говорить о столицах, где о трудах соликамцев знали только понаслышке. Так символом соляного дела в России стал не купец или солевар, а обычный речной грузчик. В его честь был поставлен известный пермякам и туристам памятник «Пермяк – соленые уши», а самих жителей Прикамья долгие годы  так и называли. Пермский край остается одним из крупнейших в мире производителем калийных солей, добываемых на Верхнекамском месторождении. В городах Березники и Соликамск работают несколько крупных предприятий, строятся и новые рудники. Сегодняшняя «камская соль» – основа производства калийных удобрений, использующихся в сельском хозяйстве всего мира.

Сувениры из Пермского края

Настоящий пермский сувенир — это, как правило, изображение какого‑либо животного из местных поделочных материалов. Ну и полудрагоценные камни, конечно. Туристы, впервые прибывающие в Пермский край, поражаются удивительному разнообразию фигурок с изображением медведя в жертвенной позе, который смотрит на них практически с любой витрины с местными сувенирами. Медведь как символ Пермского края, конечно, не случаен. Это «отсыл» не только к историческому прошлому Прикамья, но и к традициям изобразительного искусства, заложенного пермским звериным стилем. Россыпи разноцветных мишек и прочих обитателей уральских лесов созданы местными ремесленниками из самых разных поделочных материалов, среди которых выделяется светлый камень, в котором словно видны лучики застывшего солнца. Парадокс, но этот солнечный камень называется «селенит», что в дословном переводе отсылает нас к древнему названию Луны. «Лунный камень» на прилавках потеснен змеевиком, горным хрусталем, кварцем, ониксом и яшмой с агатами.

Уральская земля богата не только дорогими изумрудами. Желто-лимонные цитрины добываются в приполярных областях. Из агатов и мрамора изготавливаются украшения и различные художественные изделия. Местные мастера используют в своей работе и полудрагоценные минералы, такие, как александрит, турмалин, берилл, аквамарин, аметист и другие. Кстати, считается, что уральские аметисты  — самые дорогие в мире. Очень распространены фиолетовые камни. Но иногда, чрезвычайно редко, находятся камни темно-красного цвета. Из уральского камня родонит де лаются самые разные вазы, шкатулки и элементы декора, а из почти десятка видов яшмы  — художественные панно, скульптурные композиции и прочая сувенирная продукция. Все это разнообразие можно рассмотреть и потрогать в многочисленных сувенирных магазинах Пермского края. Некоторые исследователи древности относили «лунный камень селенит» к  строительным материалам. Другие  – возводили его в ранг полудрагоценного. Одно можно сказать точно: руки уральских мастеров способны создавать волшебство из камня.

Пермский балет

На весь мир славится пермский балет. Пермь называют третьей балетной Меккой после Москвы и Санкт-Петербурга. Но немногие знают, что в Перми находится одно из лучших хореографических училищ. Выпускники Пермского Хореографического училища разлетелись по всему миру — от Америки до Австралии, от Ирландии до Японии. Многие из выпускников успешно работали, а некоторые и продолжают свою карьеру за рубежом: в США, в Германии, Голландии и Израиле. Во многих хореографических школах и любительских студиях преподавали и преподают воспитанники училища. Многие театры России принимают в свои труппы выпускников Пермского училища. В Нижнем Новгороде, Уфе, Перми сегодня это ведущие солисты. В Санкт-Петербурге сложилась целая Пермская диаспора, в Московских театрах от Большого до Кремлевского танцуют балерины, обученные и воспитанные в Перми. Но не менее охотно принимает выпускников Пермского хореографического училища и Пермский академический театр оперы и балета имени А. П. Чайковского. Единственный в России, где в разное время шли все сценические произведения композитора (десять опер и три балета), Пермский театр стал подлинным Домом Чайковского.

Пермская кухня

По сей день жители края используют в пищу продукты, не всегда широко известные, которые не найти на прилавке в магазине. Сныть — многолетнее травянистое растение, встречается на богатых почвах в лиственных и смешанных лесах, на вырубках, среди кустарников. Молодые листья сныти и слоёные черешки пригодны для употребления в пищу в виде салата. Их добавляют в борщи и супы вместо капусты, протирают на пюре, зелень сныти отличается приятным запахом и  используется в качестве приправы к разнообразным кушаньям. Черешки листков можно мариновать с уксусом, из них готовят икру и гарниры. В народной медицине сныть используют от подагры и ревматизма. В листьях сныти содержится значительное количество белка и относительно немного клетчатки.

Пистики — молодой полевой хвощ — богаты витаминами и очень сытные. Но чтобы собрать хотя бы небольшое ведерко, требуется немало времени. Настои хвоща применяют в научной медицине как мочегонное, противовоспалительное, кровоостанавливающее, общеукрепляющее, ранозаживляющее и вяжущее средство. Помогают они при сердечной недостаточности, улучшают водно­солевой обмен. В народной медицине применение хвоща такое же, кроме этого, траву хвоща применяют при лечении злокачественных новообразований, наружных и внутренних кровотечений, жёлчно и почечно­каменной болезни. Коми­-пермяки считают полевой хвощ вторым хлебом. Растение солят на зиму и круглый год готовят из него национальные блюда. Особенно вкусны пироги с начинкой из пистиков, некоторые хозяйки готовят еще суфле и пельмени.

Отдельно стоит упомянуть известные уральские посикунчики. Это первое блюдо, которое гостям города предлагают попробовать. Посикунчики — маленькие пирожки, буквально на два укуса. Немного надкусишь посикунчик — и из него брызнет горячий бульон. Есть посикунчики с овощной начинкой: с редькой с мёдом или с печёной репой. Так как посикунчика хватает лишь на пару укусов, их берут их помногу — десяток-другой. Их принято есть горячими, с пылу с жару, макая в соус. «Макало» — именно так эти соусы называются. «Макало» эти могут быть на основе горчицы, уксуса и соли или же на основе кефира, сметаны.