• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновационные технологии в образовании: проблемы и пути их преодоления. День первый

На пленарном заседании I международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ были подведены итоги шестилетнего развития Университетско-школьного кластера, а также обозначены вызовы, перед которыми стоят школьные педагоги и преподаватели высшей школы.

На пленарном заседании I международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ были подведены итоги шестилетнего развития Университетско-школьного кластера, а также обозначены вызовы, перед которыми стоят школьные педагоги и преподаватели высшей школы.

Первый день I международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ «Инновационные технологии в образовании» вызвал повышенный интерес педагогов Перми, Пермского края и других регионов России. Напомним, в этом году конференция получила статус международной.

Общий тон пленарного заседания задала директор НИУ ВШЭ – Пермь Галина Володина, рассказавшая об итогах развития Университетско-школьного кластера за шесть лет. Планомерная работа руководства пермской Вышки по взаимодействию со школами началась в 2004 году, когда был открыт Университетский округ ВШЭ.

Галина Володина: «В университетский округ сегодня входят 42 школы Пермского края. В течение этих лет мы все время вместе учились, все время что-то придумывали. Центральная идея, которая освещала наш путь, — добровольная ассоциация школ и университета, в которой университет играет роль центра. Мы прекрасно понимали, что подобную идею реализовать можно только постепенно, учитывая, среди прочих факторов, традиционное недоверие школ к университетам и слабую степень готовности учителя подтвердить уровень своей предметной компетенции. Это недоверие нужно было преодолевать постоянной демонстрацией полезности нашего взаимодействия. Потребовалось несколько лет, чтобы возник высокий уровень доверия между университетом и школами. Тогда был создан Университетско-школьный кластер».

Особый акцент в своем выступлении Галина Володина сделала на проекте, уникальном не только для Перми, но и для России — олимпиаде учителей «ПРОФИ-Край».

Начальник департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева поделилась с участниками конференции опытом управления качеством образования на муниципальном уровне. По ее словам, современная школа не в полной мере отвечает вызовам времени, так как дает ученику слабую подготовку к жизни в реальном мире.

«Образование — это такое пространство, в котором наш маленький человечек вырастает и входит во взрослую жизнь. Поскольку этому человеку жить в современном мире, мы должны учитывать его особенности. Хочется задуматься о том, насколько сегодняшняя школа соответствует вызовам времени. Нам представляется, что этого соответствия пока нет, — отметила Людмила Гаджиева. — Дети в нашей школе привыкают жить по заранее определенным правилам, но после школы сталкиваются с тем, что окружающая жизнь совсем другая. Сегодня набор предметных знаний и навыков уже недостаточен для того, чтобы ребенок был конкурентоспособен».

Советник проректора НИУ ВШЭ Татьяна Ишмуратова в своем докладе подняла другую актуальную в настоящее время проблему — проблему повышения качества математического образования. Она отметила, что ошибки в элементарных задачах по математике встречаются у школьников все чаще и чаще. Это, по ее мнению, связано с превращением процесса обучения математике в банальное «натаскивание» на ЕГЭ, что сделало его неинтересным для школьников.

«Необходимость в течение многих лет выполнять формальные действия без осознания их смысла превращает систему образования в систему выращивания бездумных людей, — подытожила Татьяна Ишмуратова. — Деятельность учителя должна быть направлена на развитие у детей мышления и интереса к математическому знанию».

Директор МАОУ «Гимназия № 6» Елена Васильева рассказала об уникальном опыте выстраивания социального партнерства между учениками, их родителями и учителями. Основным принципом взаимодействия является постоянная совместная деятельность всех сторон, сопричастность участников образовательного процесса ко всему, что происходит в школе. Она проявляется в проведении мероприятий, игр, встреч, направленных на сплочение сторон. Сюда входят и семейные клубы, и проектная деятельность, и более традиционные мероприятия, такие как турслеты, спортивные праздники и т.д.

Итог пленарному заседанию подвел ординарный профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов. Он еще раз отметил, что начать менять систему образования нужно с «дошколки» и «началки».

«Если в пятый класс войдут дети социализированные, с правильным поведением в микросоциуме, войдут дети с хорошо развитой сенсорной системой, читатели, писатели, ораторы, дети, понимающие свою ответственность за некое место в микросоциуме, с этого момента родитель может отдыхать», — считает Лев Любимов.