• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академическая мобильность ВШЭ: впечатления студентов

В этом году в ВШЭ стартовала программа внутриуниверситетской академической мобильности, она позволяет студентам разных кампусов в течение семестра жить и учиться в Москве, в «центральной» Вышке. Публикуем очередное интервью со студенткой факультета экономики Пермского кампуса ВШЭ, которая с сентября учится в Москве.

В Высшей школе экономики стартовала программа межкампусной мобильности. Она позволяет каждому студенту Вышки провести целый семестр в любом кампусе НИУ ВШЭ. Так, 14 студентов факультета экономики уже почти 3 месяца учатся в Москве.

 

Своими впечатлениями делится Евгения Морковкина, студентка 4-го курса факультета экономики.

– Что подтолкнуло Вас к участию в программе академической мобильности? Чем привлекло Вас обучение в московской Вышке?

– Обучение в московской Вышке по программе академической мобильности стало для меня возможностью открыть для себя что-то новое, посмотреть, как может быть организован учебный процесс вне стен моего родного университета, получить максимум полезных знаний, умений, навыков. Более того, стремление продолжить обучение в магистратуре в Москве подтолкнуло меня на этот шаг, ведь для меня это некий подготовительный этап, на котором я могу понять, что меня может ожидать в случае поступления, прочувствовать атмосферу, познакомиться с преподавателями. Ну и, конечно, всегда было любопытно, отличается ли чем-то обучение в московской Вышке от обучения в Пермском филиале.

– Расскажите, как Вам первый модуль в Москве? Осенняя сессия?

– Если честно, первый модуль оказался самым волнительным, даже стрессовым: большой город, смена привычного образа жизни, новые лица, осознание того, что начинается новый и одновременно завершающий этап обучения в бакалавриате – все это оказывало постоянное давление, неоднократно заставляло сомневаться в правильности сделанного выбора. Однокурсники и преподаватели долго присматривались к «гостям из Перми», интересовались, каковы условия программы, что нас мотивировало приехать из своего филиала в Москву, а затем активно помогали ориентироваться в расписании, а также в коридорах и аудиториях учебных корпусов. Осенняя сессия обернулась для нас неделей отдыха, потому как все необходимые экзамены и зачеты мы сдаем в зимнюю сессию. Я провела эту неделю дома, в Перми, заглянув в Вышку и повидавшись с одногруппниками!

– С какими трудностями Вы столкнулись? Быстро ли сумели адаптироваться?

– Одной из первых трудностей, с которыми я столкнулась, оказалась масса нерешенных организационных вопросов, связанных с учебным процессом, в частности, оформление пропусков, согласование расписания в соответствии с индивидуальными планами, распределение в группы, знакомство с преподавателями, большинство из которых не ожидали увидеть на своих парах студентов из филиалов. С приездом в Москву я почувствовала себя первокурсницей, впервые оказавшейся в стенах большого университета: было любопытно и страшно одновременно. Казалось, будто жизнь перевернулась с ног на голову, но я понимала, что необходима срочная адаптация, поскольку обучение длится всего семестр и необходимо было извлечь из этого процесса максимум пользы. Поначалу ощущала себя «не в своей тарелке», но постепенно влилась в учебный процесс, почувствовала себя полноценной студенткой 4-го курса НИУ ВШЭ. Считаю, что процесс адаптации успешно завершен!

– Каковы условия проживания? Долго ли приходится добираться до университета?

– До этого момента я никогда не жила в общежитии, однако общежития московской Вышки выглядят как привычные глазу жилые дома с уютными и просторными квартирами, куда приятно возвращаться после тяжелых учебных будней! В общежитиях есть все условия для комфортной жизни студентов, в том числе комнаты для самостоятельных занятий и тренажерный зал.

Однако добираться до университета приходится около 1,5 часов, потому как учебный корпус располагается в Москве, а общежитие – в Подмосковье, вблизи Одинцово. До ж/д станции Одинцово нас довозит бесплатный автобус НИУ ВШЭ (это очень удобно), затем мы пересаживаемся на электричку, а после – на метро. Поначалу было ощущение, что мы тратим на дорогу практически половину дня, но потом оказалось, что в транспорте можно успеть сделать очень много полезных дел – почитать книгу, повторить материал к семинарам и самое важное (особенно, по утрам) – поспать.

– Какие курсы московских преподавателей показались Вам наиболее интересными? Расскажите о них подробнее.

– Для меня самыми интересными оказались курсы по оценке стоимости компании, которые проводятся на английском языке, что делает их доступными для иностранных студентов. Помимо штатных преподавателей лекции, семинары и мастер-классы проводят представители различных компаний, таких как KPMG, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, которые делятся с нами практическими аспектами относительно основ оценки стоимости не только отдельных активов, но и компаний в целом. Семинары проходят в формате решения практических задач, условия по которым сформированы на основе использования финансовой отчетности и других экономических фактов из деятельности реальных компаний.

В курсе также предусмотрены задания в форме решения кейсов по деятельности реальных действующих зарубежных компаний. Кейсы выполняются в мини-командах, а затем обсуждаются на семинарских занятиях вместе с преподавателем в группах. Рабочий язык – английский, что позволяет не только развивать навыки восприятия информации (а именно предметных терминов) на иностранном языке, но также повысить уровень разговорного английского, ведь все обсуждения во время лекций и семинаров ведутся исключительно на данном языке, все вопросы студенты также обязаны задавать на английском. Такая практика, думаю, окажется для меня весьма полезной.

– Что общего у московской Вышки и пермской? Чем они различаются?

– Московская Вышка значительно превосходит пермскую по масштабу, я имею в виду разнообразие факультетов, направлений обучения, количество обучающихся студентов и, конечно, сами учебные корпуса (один только факультет экономики занимает целый городок, состоящий из пяти соединенных между собой четырехэтажных зданий). Во время перерывов между занятиями Вышка напоминает муравейник: коридоры, лестничные пролеты, столовые заполнены студентами, все куда-то бегут, торопятся, держа в руках стопки книг, тетрадей. Однако могу сказать, что в Пермском кампусе в силу его относительно небольших размеров теснее контакт между преподавателями и студентами, в Москве может быть затруднительно встретиться с преподавателем по поводу интересующего вопроса или подойти на консультацию, поскольку велика нагрузка преподавателей и им бывает трудно уделить время каждому студенту.

Помимо всего прочего, было неожиданно и одновременно приятно встретить в стенах университета иностранных студентов (они обучаются в Вышке по различным программам обмена), а также студентов из ближнего зарубежья, которые обучаются на общих основаниях с русскими студентами и изучают все предметы на русском языке.

– Удается ли Вам заниматься чем-то помимо учебы?

– Несмотря на достаточно загруженный процесс обучения, я стараюсь выкраивать немного времени на походы в театры – это моя слабость. За непродолжительное время, проведенное в Москве, я успела посетить более десятка спектаклей в различных театрах. Кроме того, не забываю и о спорте, по мере возможности посещаю тренажерный зал, который располагается прямо в здании общежития.

– Происходили ли с Вами курьезные случаи за это время в Москве?

– Конечно! Например, узнав от местных студентов о том, что в Большой театр можно попасть всего за 100 рублей по студенческому билету, мы с подругой решили непременно сходит на балет «Жизель». Подробнее узнав об условиях получения льготных билетов, мы выяснили, что необходимо предварительно записаться в очередь, которая начинает формироваться в день спектакля с самого утра – часов с 5–6 перед кассами театра. Мы решили приехать в кассы пораньше, часа за 2 до начала, чтобы получить заветные билеты. Когда мы прибыли на место, то увидели перед собой длинную очередь, состоящую исключительно из студентов, переминавших в руках студенческие билеты. Мы поинтересовались, у кого в руках находится список, в который мы внесли свои фамилии еще с самого утра. Как оказалось, никто из присутствовавших не знал о существовании какого-либо списка, и нам посоветовали просто занять живую очередь. По счету мы оказались 90-ми. В итоге льготных билетов хватило только на 80 человек, остальные разошлись, расстроившись из-за неудавшегося похода в театр.

Однако мы с подругой решили не сдаваться и попробовать попасть по льготным билетам в другие театры, располагавшиеся вблизи Большого, то есть недалеко от Театральной площади. У нас оставалось буквально полчаса до начала спектаклей. Мы забежали в РАМТ, где не оказалось билетов, ведь в этот вечер на сцене проходил премьерный показ спектакля. Затем мы зашли в МХТ им. Чехова, где именно в этот день ни на одной из сцен не было спектакля. Наконец, мы ринулись в Московскую Оперетту, где шел мюзикл «Граф Орлов», билеты на который обычно расходятся как горячие пирожки. Здесь нам предложили студенческие билеты всего по 300 руб., мы были несказанно рады, что смогли хоть куда-то попасть в этот сумасшедший вечер. Мюзикл нам безумно понравился, мы были просто в восторге от увиденного, собираемся второй раз посмотреть этот великолепный спектакль! Вот так, несмотря на все приключения, мы отлично провели вечер!

Вот таким был первый опыт участия наших студентов в программе межкампусной мобильности. Они провели это время с пользой. Но программа не заканчивается – продолжение следует…